Музейный комплекс

Весна. Пасхальная служба

Художник Илья Ефимович Репин (1844–1930)
Россия
1882 г.
Слева внизу: ИРъпинъ
Холст, масло
85,0 х 114,5 см
Поступление: приобретен у ООО «Магнум Арс», 2000 г.
Открытое хранение

На картине Ильи Ефимовича Репина изображена эпическая народная сцена, в которой художник передал сцену пасхальной службы, где главные герои – благочестивые крестьяне. Этот живописный мотив созвучен призыву Ф.М.Достоевского обратиться к крестьянству, «серым зипунам», за настоящей правдой: «...Поучимся у народа, как надо говорить правду... Поучимся смирению народному, и деловитости его, и реальности ума его, серьезности этого ума».

Подробнее...

Картина создавалась под впечатлением убийства Александра II. «Чувства были перегружены ужасами современности...» – писал художник. С воцарением «крестьянского царя» Александра III ожидались особые, благие меры для народа. Общество надеялось, по словам И.С. Тургенева, что «на долю крестьян выпадут самые щедрые милости».
Тема крестного хода появляется в творчестве Репина в 1876–1877 годах, когда начинается подготовительная работа к картине «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» (1876–1924); создаются первые эскизы для «Крестного хода в Курской губернии».
Очевидно, это произведение имеет самостоятельное смысловое значение в творчестве Репина, выражая один из аспектов социальной и философской проблематики его искусства.
О настроении художника тех лет, главным событием которых оставалось цареубийство, свидетельствуют письма: «Впервые пришла мне в голову мысль писать картину – трагический эпизод из жизни Иоанна IV [имеется в виду картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» 1885 года] – уже в 1882 году, в Москве… Современные, только что затягивавшиеся жизненным чадом, тлели еще не остывшие кратеры… Естественно было искать выход наболевшему трагизму в истории… Чувства были перегружены ужасами современности…».
Репин присутствовал 3 апреля 1881 года на публичной казни «первомартовцев» в Петербурге, с мая жил в Хотьково под Москвой, а в июле посетил монастырь Коренную Рождество-Богородицкую пустынь в окрестностях Курска, где создавал этюды для будущего «Крестного хода в Курской губернии».
Время, когда создавалась картина, было временем ожидания русским обществом перемен в связи с восшествием на престол Александра III, а для творческой интеллигенции – нравственных терзаний, вызванных уникальной исторической драмой, только лишь свидетелем которой она не желала оставаться. Далекие от реальности упования отразились и в знаменитом письме Толстого «крестьянскому императору» о помиловании убийц отца.
Сложное построение композиции, в которой большое число данных со спины фигур образуют выстроенную слева на право, остановленную процессию, не имеет прямых аналогий с репинскими композициями на тему крестных ходов. Оно являет собой концентрированный пример использования Репиным новаций в художественной системе станковой картины. Пленэрная цветовая гамма, экспрессивная живописная фактура, пульсирующая вокруг центральной, удаленной от зрителя фигуры священника сложная пространственная композиция были необходимы для воплощения метафорического замысла художника.

Свернуть
1