Музейный комплекс

Кубок – «шутиха»

Измайловский стекольный завод
Конец XVII в.
Бесцветное и марганцевое стекло; выдувание, гутная техника
Высота 33,5 см
Поступление: в составе коллекции П.И.Щукина, 1905 г.
Витрина 2

Кубок представляет собою редкий пример знаменитых «потешных» сосудов, произведённых на Измайловском стеклянном заводе царя Алексея Михайловича.
Если не знать секрета, выпить из такого кубка, не облившись, невозможно. Под верхней чашей кубка располагается изолированный от самой чаши резервуар, скрытый скульптурным декором. У резервуара два выхода: вбок отходит носик с дырочкой, а вверх идет стеклянная трубка, которая поднимается над туловом, а затем опускается вниз и заканчивается отверстием у самого дна. Когда в кубок наливают вино, оно заполняет только корпус и часть трубки. В нижний резервуар-«яблоко» вино попасть не может, так как трубка возвышается над туловом. Содержимое можно выпить только из бокового носика. При этом вино поднимается по трубке вверх, достигает изгиба, затем самотеком попадает в резервуар, а оттуда в рот. Жидкость при таком «сифонном» устройстве сосуда перекачивается самостоятельно, т.е. вино будет течь до тех пор, пока кубок не опустеет, и это совершенно не зависит от вашего желания. Поэтому весь объём жидкости в кубке придётся выпить, не переводя дыхания. Остановить поток вина, льющийся из сосуда, можно, если сильно подуть в сосочек бокала.

Подробнее...

В русском средневековом быту стекло встречалось редко. Привозные стеклянные сосуды украшали лишь государев дворец и дома знати. В середине XVII века появились немногочисленные изделия отечественных стекольных заводов. Измайловский завод, сыгравший выдающуюся роль в истории русского художественного стеклоделия, был построен в 1668 году в царской подмосковной вотчине селе Измайлово (ныне территория Москвы) по указу царя Алексея Михайловича. Завод находился в управлении Тайного приказа, затем приказа Большого Двора, в 1710 году был передан в Аптекарский приказ и вскоре закрыт. Это предприятие выпускало «про обиход великого государя» более 200 наименований изделий: «потешное и фигурное стекло», «хрустальную» (очень чистого бесцветного стекла) посуду с гравировкой и золочением, простые изделия из бесцветного и зеленого стекла, а после 1710 года – аптекарскую посуду. На заводе работали иноземные и русские мастера. Самым знаменитым из них был Индрик Лерин, «фигурный мастер», приехавший, еще в молодом возрасте и проработавший на заводе более сорока лет. Именно он изготавливал знаменитые сосуды-«шутихи».

Свернуть
1