Музейный комплекс

Святитель Николай Мирликийский («Зарайский»)

Григорий Осипович Чириков (1882–1936?)
Россия. Москва(?). Старообрядческие мастерские (Мстера)
Вторая половина XIX в.
Дерево, левкас, темпера
35,1 х 28,1 см
Поступление: в составе коллекции реставратора и коллекционера Г.О.Чирикова в 1932 г.
Витрина 6

Икона является поздним списком одного из самых древних, распространенных и прославившихся на Руси чудесами, образов святителя Николая. Святитель Николай Чудотворец – один из самых почитаемых на Руси святых с древнейших времен. Он был епископом города Миры Ликийские в Малой Азии, и его подвижническая жизнь и чудеса завоевали признание еще при жизни. Местное почитание святителя началось сразу после его смерти (умер около 345 года). На Русь почитание святителя Николая приходит с принятием христианства, а с XI века получает широкое распространение.
В известном литературном памятнике Древней Руси «Повести о Николе Зарайском» описывается история перенесения через Новгород в город Красный (современный Зарайск) в 1225 году древней, не дошедшей до наших дней, чудотворной иконы «ОБРАЗА ВЕЛИКОГО ЧУДОТВОРЦА НИКОЛЫ КОРСУНСКОГО ИЗ ПРЕСЛАВНОГО ГОРОДА ХЕРСОНЕСА В ПРЕДЕЛЫ РЯЗАНСКИЕ, В ОБЛАСТЬ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ФЕДОРА ЮРЬЕВИЧА РЯЗАНСКОГО». Согласно легенде, в Великом Новгороде икона стояла в Софийском соборе, где перед ней молились великий князь Новгородский Ярослав Всеволодович и его сын – будущий Александр Невский.

Подробнее...

С чудотворной иконой Николы Зарайского связаны трагические события монгольского нашествия на Русь. В 1237 году Рязань первой испытала ужас нашествия. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается, что после убийства Батыем рязанского князя Федора «НА РЕЦЕ НА ВОРОНАЖЕ» княгиня Евпраксия, узнав о гибели мужа и о готовящемся ей бесчестии, бросилась «ИЗ ПРЕВЫСОКОГО ХРАМА СВОЕГО» С СЫНОМ ИВАНОМ НА РУКАХ И «ЗАРАЗИСЯ (РАЗБИЛАСЬ) ДО СМЕРТИ». «И ПРИНЕСЛИ ТЕЛО БЛАЖЕННОГО КНЯЗЯ ФЕДОРА ЮРЬЕВИЧА В ОБЛАСТЬ ЕГО К ВЕЛИКОМУ ЧУДОТВОРЦУ НИКОЛЕ КОРСУНСКОМУ, И ПОЛОЖИЛИ ЕГО, И ЕГО БЛАГОВЕРНУЮ КНЯГИНЮ ЕВПРАКСИЮ-ЦАРЕВНУ, И СЫНА ИХ ИВАНА ФЕДОРОВИЧА В ЕДИНОМ МЕСТЕ…». После их погребения около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским.
Над могилой Зарайских мучеников был заложен храм, а построенный впоследствии на этом месте город, получил название Зарайск. Памятник-надгробие у храма был разрушен в 1930 году и восстановлен в 2002 году.
Григорий Осипович Чириков (1882, с. Мстера – 1936?), иконописец, коллекционер, один из самых известных реставраторов своего времени. Вместе с братом владел в Москве иконописной мастерской. До революции их иконная мастерская была очень знаменита – братья являлись официальными поставщиками и реставраторами икон для Русского музея. Игорь Грабарь писал о Г.О.Чирикове: «Главный специалист по реставрации, лучший знаток техники как фрески, так и станковой живописи глубокой древности, автор ряда научных трудов в этой области, исследователь стилистической и палеографической стороны живописи…». Семь лет с 1910 по 1917 год Григорий Осипович был экспертом по древней живописи Императорской археологической комиссии. После революции с 1918 года – член Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи. Григорий Осипович реставрировал иконы и фрески в монастырях Пскова и Новгорода, Русском и Историческом музеях. Он дважды был репрессирован по обвинению в участии в контрреволюционной организации и погиб в сталинских лагерях. Реабилитирован в 1959 году.

Свернуть
1