Музейный комплекс

Икона Богоматерь Умиление (Владимирская)

Москва
Первая четверть XV в.
Дерево, левкас, темпера; серебро, басма, эмаль
32,0 х 24,0
Поступление: из Музея-заповедника «Коломенское» в 1957 г. Ранее находилась в собрании Киржачского музея, откуда при участии П.Д. Барановского была передана в Музей «Коломенское». Происходит из Благовещенского монастыря г. Киржач, связанного с Троице-Сергиевым монастырем.
Витрина 8

Это выдающееся произведение было создано в эпоху Андрея Рублева и отражает особенности художественной культуры Москвы начала XV века – эпохи высокого духовного подъема Древней Руси.
«Владимирская Богоматерь» – общенациональная святыня Древней Руси – с древности рассматривалась как заступница государства. Именно к этой иконе Божией Матери прибегали в поисках защиты в дни бедствий и опасностей.

Подробнее...

Как известно, византийская икона «Умиление» XII века была привезена в Киев около 1130 года. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир-на-Клязьме. Отсюда и ее название – «Владимирская». В 1395 году икона была перенесена в Москву, где прославилась спасением города от нашествия Тамерлана. В 1480 году окончательно перенесена в Москву в Успенский собор. На месте торжественной встречи москвичами иконы был основан Сретенский монастырь.
Образ из Исторического музея принадлежит к небольшой группе икон, на которых изображена только одна правая рука Младенца. Все они, скорее всего, следуют раннему и чтимому списку с Владимирской иконы, не сохранившемуся до наших дней.
Происхождение этой иконы, скорее всего, связано с Благовещенским монастырем, основанным преподобным Сергием Радонежским в 1356(8) году на берегу речки Киржач. Благовещенский монастырь на протяжении шести веков своего существования пользовался вниманием со стороны великих князей и царей, получал богатые вклады от представителей известных аристократических семей.
Драгоценный оклад иконы «Богоматерь Владимирская», выполненный, скорее всего, в XV веке, подтверждает то, что она почиталась с древности.
В 1764 году монастырь был упразднен, его храмы стали приходскими. Имущество частично передали в Троице-Сергиеву лавру, а братия была разослана по другим монастырям. После революции и закрытия храмов монастыря икона попала в возникший в 1924 году Киржачский церковно-бытовой музей, где сосредоточились ценные произведения древнерусского искусства из монастыря и окрестных храмов. Позднее икона была передана в Музей «Коломенское», откуда попала в ГИМ. Сохранившиеся поздние описи храмов Благовещенского монастыря не позволяют соотнести эту икону с какой-либо из перечисленных в описях.

Свернуть
1