Музейный комплекс

«Богоматерь». Копия мозаики XI в. из Киево-Софийского собора

Мастерская А.В. Прахова
Киев
1885 г.
Холст, темпера, масло
438 х128 см
Открытое хранение

В 1881 году один из основателей Российского Императорского Исторического музея А.С. Уваров обратился к археологу, историку искусства А.В. Прахову с просьбой создать точные живописные копии с мозаик собора Святой Софии в Киеве с целью размещения их в залах, посвященных истории древнерусского государства.
Собор Святой Софии был заложен в 1037 году великим князем Киевским Ярославом Мудрым и стал главным храмом Древнерусского государства.
Сегодня Софийский собор и его уникальное убранство известны во всем мире. Он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Если архитектура собора была подвергнута кардинальным изменениям в XVII – XVIII веках, то в интерьерах сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок XI века.
До наших дней дошло 260 кв. м. мозаик и 3000 кв. м. фресок. Особое впечатление производила мозаика, мерцающая под воздействием света и солнечных лучей 177 оттенками цвета.

Подробнее...

Сохранились эти шедевры благодаря деятельности Адриана Викторовича Прахова (1846–1916), российского исследователя древнерусского искусства. Именно он начал серьезное изучение архитектуры и убранства храма. Работы по расчистке фресок и мозаики собора в 1880-е годы обогатили мировую культуру, позволив по-новому осмыслить историю Древней Руси.
Прахов разработал технологию изготовления копий мозаик – она позволяла с предельной точностью повторить сложный оригинальный рисунок, располагая изображения кусочков смальты под разными углами в подготовительном грунте.
Размещенные в начале 1880-х годов в залах музея работы А.В. Прахова, сыграли значительную роль в формировании представления современников о русском искусстве, как наследнике Византийской империи. Трудно переоценить их значение для развития художественного направления в искусстве рубежа XIX и XX веков. В залы Исторического музея целенаправленно приходили изучать живописные мозаики молодые, ставшие известными в будущем художники, например, П. Корин, А. Щусев.
В 1920-годы уникальные работы А.В. Прахова были изъяты из экспозиции музея. За более чем 130-летнюю жизнь в музее они пришли в плачевное состояние, авторская методика А.В. Прахова была забыта. Ее заново «расшифровала» в 2012 году бригада реставраторов под руководством Л. Ю. Ясновой.

Свернуть
1