Музейный комплекс

Височные кольца

Волжская Булгария. Казанская обл., Чистопольский р-н, Билярское городище
XII в.
Золото, медь; пайка, ковка, кручение, плетение, тиснение, филигрань
Длина 10,4 см; диаметр – 4 см. Длина 12,5 см; диаметр – 4,5 см
Из Румянцевского музея в составе собрания С. В. Ешевского. Дар Е.Н. Шевлягиной (собрание Н.М. Миронова) в 1917 г.
Витрина 5

Государство Волжская Булгария, первые письменные известия о котором относятся к началу X века, получило свое название от племенного объединения тюркоязычных кочевников, переселившихся из Приазовских степей в VII–VIII веках. Под влиянием местных земледельческих финно-угорских племен болгары переходят к оседлому образу жизни. Волжская Булгария становится самым сильным государством в Среднем и Нижнем Поволжье, его расцвет приходится на XI – начало XIII века. Процветание государства обеспечивалось благодаря транзитной торговле, обусловленной выгодным географическим расположением государства на важнейших торговых магистралях – Великом Шелковом и Пушном пути, а также за счет высокого уровня сельского хозяйства и ремесла.
Волжская Булгария была известна как страна городов. Так, например, в XII веке их насчитывалось около 170. Первой столицей государства был город Болгар, а чуть позже – город Биляр (Великий город), хорошо известные в средневековой Европе. При археологических раскопках в булгарских городах были открыты остатки меднолитейного и кожевенного производств, мастерские по обработке цветного и черного металлов, кости, стекла, керамики. Местные ювелиры изготовляли на заказ высокохудожественные изделия из золота и серебра, украшая их сканью, зернью, филигранью. Своеобразной визитной карточкой Волжской Булгарии стали золотые височные кольца с миниатюрной фигуркой уточки и привесками на длинных тонких цепочках, декорированные зернью и сканью.1 Датируются они XI–XII веками и были распространены в основном на территории булгарского государства, и только в редких случаях обнаружены за ее пределами.

Подробнее...

Основа украшения – проволочное разомкнутое кольцо, на которое нанизаны три бусины в форме желудей; к средней бусине прикреплены еще три бусины на длинных цепочках. Каждая бусина собрана из двух полусфер и орнаментирована треугольниками и скаными поясками из тонкой скрученной проволоки. Из такой же проволоки сделан жгутик, идущий от головы к хвосту уточки. На крыле птицы – петельки для шаровидных привесок. Фигурка птички гармонично вписана в кольцо. В клюве уточка держит золотое зернышко.
Известный исследователь булгарских древностей Т.А. Хлебникова предположила, что такие украшения происходят от колец с тремя напускными бусинами, позже дополненных привесками на цепочках, но без уточек. К XII веку они получили завершение в виде миниатюрной фигурки птички.2
Автор фундаментального труда, посвященного филигранным булгарским изделиям, К.А. Руденко3 изучил технологию изготовления и элементы декора этих височных колец. Он пришел к выводу, что большая их часть, в том числе такой характерный элемент, как фигурка уточки, были заимствованы местными мастерами у ювелиров Ближнего Востока, в первую очередь Ирана и Сирии.4
Существует несколько интерпретаций мифологического сюжета, связанного с фигуркой уточки. Так, А.Х. Халиков считал, что это иллюстрация древней легенды о сотворении мира: птица, нырнув на дно первоначального моря-океана, достает комочек земли, от которого образовалась современная суша.5 Другая трактовка – рождение мира из трех яиц (Солнце, Земля и Луна), снесенных уткой. По мнению К.А. Руденко, образ птицы «является символом изобилия, благопожелания, магической защиты и покровительства от злых сил. …Смысл его несколько метафоричен и как бы существует в нескольких плоскостях. В общем значении – это обозначение Космоса, Вселенной, Небесной сферы с помещенными на ней Солнцем, Луной и звездами (в их роли выступают привески в клюве и по бокам птицы)»6.

1. В российских музеях и в частных собраниях хранится 16 золотых подвесок с птичками.
2. Хлебникова Т.А. Ещё одна находка болгарских ювелирных изделий // СА. 1963. №1. С.308.
3. Руденко К.А. Древности Биляра. Том I. Булгарское золото. Филигранные височные подвески. Казань. 2011
4. Руденко К.А. Восточные элементы в материальной культуре населения Среднего Поволжья и нижнего Прикамья в XI–XII вв. // Средневековая археология Евразийских степей. Т. I. Археология Евразийских степей. Вып. 1. – Казань, 2007
5. Халиков А.Х. Отражение космогонических и генеалогических легенд волжских болгар в археологических материалах // Из истории ранних булгар. – Казань, 1981. с. 6.
6. Руденко К.А. Восточные элементы…, 2007. С. 79, 80.

Свернуть
1