Музейный комплекс

Костяные накладки на колчан

Российская империя, Екатеринославская губ., Новомосковский уезд, д. Вороная
XIII–XIV вв.
Кость, краска; резьба, гравировка
От 16,9х2 см до 4,6х4,5 см
Дар Д.Я. Самоквасова в 1891 г. (оп. 666, 1215);дар Московского археологического общества (оп.2073). Раскопки Дмитрия Яковлевича Самоквасова
Витрина 1

Основным населением на огромных степных просторах Западной Сибири, Казахстана и Восточной Европы до Дуная, которые назывались Дешт-и-Кипчак, оставались кипчакские (половецкие) племена. О военно-кочевом быте половцев мы знаем, в основном, по курганам и курганным могильникам, по вещам, которые сопровождали человека в мир мертвых. В первую очередь, это – вооружение и снаряжение воина и коня, ведь кочевники почти всю свою жизнь проводили в седле, в набегах и войнах.
В XIII–XIV веках, с приходом монголов, в степи появляются колчаны, украшенные костяными накладками с резным орнаментом, придававшие им роскошный вид. Колчаны чаще всего делались из бересты или луба, иногда на деревянном каркасе. Они имели вытянутую цилиндрическую форму с расширяющейся нижней частью, чтобы не мялось оперение стрел, которые в колчан вкладывались наконечниками вверх. Лицевая сторона могла обтягиваться кожей или тканью.
Береста практически не сохраняется в земле, поэтому находки колчанов довольно редки, обычно находят их отдельные детали: железные кольца от верхней крышки и крюки, с помощью которых колчан крепился к поясному ремню, металлические или костяные накладки.

Подробнее...

Накладки украшали верхнюю треть и край лицевой стороны берестяного футляра и состояли из пластинок, имевших разную форму и величину, толщиной не больше 1–2 мм и шириной 2–5,8 см. Между собой они могли скрепляться мелкими костяными или металлическими гвоздиками, или заклепками, отверстия от которых есть на некоторых пластинках; приклеиваться или, как считают некоторые исследователи, пришиваться. С лицевой стороны пластинки шлифовались, делились на отдельные сегменты, каждый из которых имел свой орнаментальный мотив и композицию. Для их создания мастера использовали разнообразные приемы: плоскорельефную и ажурную резьбу, гравировку, инкрустацию цветной пастой.
Костяные пластинки, происходящие из разных регионов обширной степной территории, украшались циркульным и спиралевидным узором, геометрическим, растительным и зооморфным орнаментом, иногда частично расцвечивались черной, красной или зеленой краской. В сложных композициях преобладают треугольники и ромбы, часто в сочетании со спиралями, растительными мотивами и стилизованными изображениями оленей, собак, зайцев и кошачьих хищников. В искусстве тюркских народов Евразии изображение животных восходит к древнейшим тотемным культам, при этом, образ оленя, чаще всего встречающийся на обкладках колчанов, можно рассматривать как универсальное явление, свойственное многим кочевникам. Отражение этого культа ряд исследователей прослеживает и в древнейшем литературном памятнике монгол – «Сокровенном сказании».

Литература:
1. Бобров Л.А., Худяков Ю.С. Вооружение и тактика кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени (XV – первая половина XVIII в.). – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008. С. 129
2. Малиновская Н.В. Колчаны 13-14 вв. с костяными орнаментированными обкладками на территории евразийских степей //, сб. Города Поволжья в средние века, М., 1974. C. 132-175.
3. Традиционное мировоззрение тюрков южной Сибири. Пространство и время, вещный мир. М., Наука, 1988.
4. Традиционное мировоззрение тюрков южной Сибири. Знак и ритуал. М, 1990.
5. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М., 1966, рис. 26, 7
6. Плетнева С.А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях. МИА, № 62, 1958, рис. 37, стр. 212.
7. Худяков Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск. 1986. С. 100

Свернуть
1