Музейный комплекс

Житие Александра Невского

Россия
XVI в.
Бумага, чернила, киноварь; почерк – русский полуустав. Переплет XVI в. – доски в коже с тиснением
23,5х20,3 см
Куплена Историческим музеем «на торгу» в Москве в 1891 г.
Витрина 3

Александр Ярославич Невский (1221–1263) вошел в историю как мудрый правитель и храбрый князь-воин, герой Невской битвы и сражения на Чудском озере. Одним из источников, содержащим сведения о его жизни и деятельности и существенно дополняющим данные летописей, является Житие Александра Невского – выдающийся памятник древнерусской литературы. Житие дошло до нас в нескольких редакциях XIII–XVIII веков и имеет различные названия: «Житие блаженнаго великаго князя Александра Ярославичя всеа Русии Невскаго», «Повести о житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра», «Слово о велицем князе Александре Ярославиче» и др. Ранняя история текста Жития окончательно не раскрыта, многие вопросы и сегодня остаются дискуссионными.

Подробнее...

Создание первой редакции «Жития» исследователи относят к 1280-м годам и связывают с кругом книжников, близких к митрополиту Кириллу. «Вне всякого сомнения, Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но прежде всего он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников».1 Возможно, Возможно, составление начальной редакции связано с монастырем Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире, где было погребено тело князя и где начинается его почитание как святого.2
Нам неизвестно имя автора первоначальной редакции Жития, но мы знаем, что он сам был «СВИДЕТЕЛЕМ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА ЕГО» и многое «СЛЫШАЛ ОТ ОТЦОВ СВОИХ» о жизни и деяниях Александра Ярославича. Жизнеописание князя он выстраивает как классическое житие, начиная свой рассказ с рождения Александра от благочестивых родителей и завершая его описанием кончины князя и чуда с «душевной грамотой». «КОГДА БЫЛО ПОЛОЖЕНО СВЯТОЕ ТЕЛО ЕГО В ГРОБНИЦУ, ТОГДА СЕВАСТЬЯН-ЭКОНОМ И КИРИЛЛ-МИТРОПОЛИТ ХОТЕЛИ РАЗЖАТЬ ЕГО РУКУ, ЧТОБЫ ВЛОЖИТЬ ГРАМОТУ ДУХОВНУЮ. ОН ЖЕ, БУДТО ЖИВОЙ, ПРОСТЕР РУКУ СВОЮ И ВЗЯЛ ГРАМОТУ ИЗ РУКИ МИТРОПОЛИТА».
Изложение же таких эпизодов, как битвы на Неве и Чудском озере, или отношения с посольством папы римского и Ордой, пронизано цитатами из Библии, сравнениями с ветхозаветными пророками и праведниками. «И КРАСИВ ОН БЫЛ, КАК НИКТО ДРУГОЙ, И ГОЛОС ЕГО – КАК ТРУБА В НАРОДЕ, ЛИЦО ЕГО – КАК ЛИЦО ИОСИФА, КОТОРОГО ЕГИПЕТСКИЙ ЦАРЬ ПОСТАВИЛ ВТОРЫМ ЦАРЕМ В ЕГИПТЕ, СИЛА ЖЕ ЕГО БЫЛА ЧАСТЬЮ ОТ СИЛЫ САМСОНА, И ДАЛ ЕМУ БОГ ПРЕМУДРОСТЬ СОЛОМОНА, ХРАБРОСТЬ ЖЕ ЕГО – КАК У ЦАРЯ РИМСКОГО ВЕСПАСИАНА». Подчеркивая праведность Александра Ярославича, автор наполняет текст обращениями его к Богу, включает рассказ о небесном воинстве, пришедшем на помощь князю во время битвы на Чудском озере. «А ЭТО СЛЫШАЛ Я ОТ ОЧЕВИДЦА, КОТОРЫЙ ПОВЕДАЛ МНЕ, ЧТО ВИДЕЛ ВОИНСТВО БОЖИЕ В ВОЗДУХЕ, ПРИШЕДШЕЕ НА ПОМОЩЬ АЛЕКСАНДРУ. И ТАК ОН ПОБЕДИЛ ВРАГОВ ПОМОЩЬЮ БОЖЬЕЙ, И ОБРАТИЛИСЬ ОНИ В БЕГСТВО, АЛЕКСАНДР ЖЕ РУБИЛ ИХ, ГОНЯ, КАК ПО ВОЗДУХУ, И НЕКУДА БЫЛО ИМ СКРЫТЬСЯ. ЗДЕСЬ ПРОСЛАВИЛ БОГ АЛЕКСАНДРА ПРЕД ВСЕМИ ПОЛКАМИ КАК ИИСУСА НАВИНА У ИЕРИХОНА».
Таким образом, автор Жития создает, с одной стороны, образ мужественного и непобедимого князя-воина, что связывает это произведение с жанром воинской повести, а с другой – доброго христианина, борца за православную веру. По словам И.П. Еремина, Александр Ярославич «предстает перед нами в образе то царя-военачальника библейской древности, то храброго витязя книжного эпоса, то иконописного «праведника».3
Редакция XIII века имела длительную рукописную традицию. Она многократно перерабатывалась русскими книжниками, до нас дошло не менее 13 списков XIV–XVII веков. Древнейшие вошли в Лаврентьевскую (1377) и II Псковскую (1480-е гг.) летописи. Приблизительно в 80-е годы XV столетия в Пскове к одному из списков первой редакции был присоединен в виде предисловия отрывок из не- сохранившегося полностью памятника древнерусской литературы «Слова о погибели Рускыя земли» – одного из самых значительных произведений древнерусской литературы.4
При московском митрополите Макарии на соборе 1547 года Александр Невский был канонизирован в чине святого благоверного князя. При канонизации по инициативе митрополита Макария было составлено «Слово похвальное благоверному великому князю Александру, иже Невьский именуется», вошедшее в Великие Минеи Четии.
«Житие Александра Невского» явилось не только источником для последующих редакций памятника, но и образцом для последующих княжеских жизнеописаний и воинских повестей. Исследователи прослеживают его влияние в «Сказании о Мамаевом побоище», «Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского» и многих других произведениях древнерусской литературы. Оно стало основой для иконописцев; один из редких житийных образов благоверного князя в схимническом облачении в окружении 33 клейм жития и чудес можно увидеть в собрании Покровского собора – филиала Исторического музея.


1.Лихачев Д.С. Галицкая литературная традиция в «Житии Александра Невского. ТОДРЛ. Т. V. М.; Л., 1947.С. 52.
2.Охотникова В.И. Повесть о Житии Александра Невского // СККДР. Вып. 1. С. 354-363.
3. Еремин И.П. Литература Древней Руси (этюды и характеристики). М-Л. 1966. С. 252.
4.Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели русской земли». М.; Л., 1965

Свернуть
1