Музейный комплекс

Шлем-шишак

Россия
Первая половина XVI в.
Железо; ковка
Поступление: в составе клада из Ипатьевского переулка в Москве в 1897 г.
Витрина 6

Весной 1895 года в Москве, в Ипатьевском переулке велись земляные работы. Переулок расположен в Китай-городе – одном из старейших городских районов. Четыреста с лишним лет назад это была территория Великого или Большого посада, где сначала селились мелкие торговцы и ремесленники, а в XVI веке начинают строить каменные палаты и красивейшие церкви богатые и знатные горожане, духовенство. Здесь в древности проходила Ипатская улица, с XIX века – Ипатьевский переулок, получивший свое название либо по подворью Ипатьевского Костромского монастыря, либо по известной с XV века церкви Вознесения Господня с приделом святого мученика Ипатия, по имени которого она более известна.
Именно этот небольшой московский переулок подарил историкам замечательный клад: 5 шлемов-шишаков, 5 кольчуг, 10 граненых наконечников пик, наконечник копья и наконечник рогатины, обломки стремян, сосуд из цветного металла с отчетливо видимым на нем изображением оленя; неподалеку от них находились серебряные копейки «в истлевшем от времени кисете». Все монеты датируются временем Ивана Васильевича IV Грозного до его венчания на царство в 1547 году.1

Подробнее...

Клад был найден на глубине 3,5 метров, по-видимому, он был спрятан в тайнике подклета (нижнего нежилого этажа) дома, стоявшего здесь в первой половине XVI века. Кто именно владел усадьбой сегодня определить сложно, но состав клада (доспехи, оружие) говорит о том, что этот комплекс оружия мог принадлежать одному из служилых людей «по отечеству» – крупному московскому боярину или дворянину. По Уложению о службе, устанавливавшему порядок несения военных повинностей, они по первому требованию должны были явиться на смотр или выходить в поход «КОННО ЛЮДНО И ОРУЖНО», то есть на коне, в доспехах и с полным набором оружия, сопровождаемые своими вооруженными слугами и холопами. Вероятнее всего, клад из Ипатьевского переулка представлял собой арсенал, хранившийся в усадьбе на случай похода.
Почему же он не был востребован? Из многочисленных письменных источников известно, что летом 1547 года в Москве вспыхнул «великий пожар».
«ТОГО Ж ЛЕТА ИЮНЯ В 21, НА СВЯТОГО МУЧЕНИКА УЛЬЯНА ТАРСЯНИНА НА 10-М ЧАСУ ДНИ ЗАГОРЕСЯ НА АРБАТЕ НА ЗДВИЖЕНСКОЙ УЛИЦЕ ВЗДВИЖЕНЬЕ ЧЕСТНАГО КРЕСТА, И НАЧАШЯ ГОРЕТИ НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ, И ВЫГОРЕШЯ АРБАТ ВЕСЬ, И ЧЕРТОРЬЯ МАЛО НЕ ДО ВСПОЛЬЯ, И ЗАНИГЛИНЬЕ ВСЕ И ДО СПОЛЬЯ ВСЕ ЗА ГОРОДОМ, И ПСКОВСКАЯ УЛИЦА, И ЗЛАТОУСТЫСКАЯ, И К ВОЛОДИМЕРУ СВЯТОМУ, И ДО ВОРОНЦОВА, И ДО ЗАЯУЗЬЯ, И ВЕЛИКАЯ УЛИЦА, И ВЕСЬ ПОСАД, ПОСАД БОЛЬШОЙ… И БОЯРСКИЕ ДВОРЫ И ДЕТЕЙ БОЯРСКИХ, И МОНАСТЫРИ, И ДВОРЫ ВСЕ ПОГОРЕШЯ ЖЕ… ДА И В ПОЛАТАХ И В ПОГРЕБЕХ В КНЯЖИХ И В БОЯРСКИХ В ГОРОДЕ В СТАРОМ И В НОВОМ ЖИВОТЫ И ЗАПАСЫ ВСЕ ПОГОРЕШЯ».2
Результаты пожара были устрашающими: огненная буря уничтожила практически всю Москву. Летописи сообщали, что в столице сгорело дворов «белых и черных» 25000, 250 церквей и погибло в пламени и дыму 2700 москвичей.
Вероятно, во время этого пожара палаты в Ипатьевском переулке сгорели, а оружие завалило в подклете, где оно и пролежало до конца XIX столетия. В 1897 году часть находок поступила в Исторический музей.3

Шлемы были обязательным элементом защитного доспеха русского воина. В летописях и других исторических источниках упоминаются «шишаки», «шеломы», «шапки железные». Шишаки отличались высоким навершием, с шаровидным «яблочком» или «репьем» наверху, иногда украшенным небольшими флажками, так называемыми «еловцами». Это навершие называлось «шишом», отсюда и происхождение названия – «шишак». Благодаря характерной вытянутой вверх форме, шлемы-шишаки надежно предохраняли голову не только от рубящего оружия – меча, сабли, но и от ударного – боевого топора или шестопера. При ударе оружие соскальзывало с крутой конической поверхности. По такому шлему можно было ударить только «в бок» – оглушить, контузить, как говорили в старину – «ошеломить».5 С середины XVI века в Московском царстве наиболее массовым типом шлемов становятся цельнокованые шишаки. Именно к такому типу относится шлем-шишак из Ипатьевского клада, экспонируемый в витрине основной экспозиции Исторического музея. Основная часть клада экспонируется в его филиале – Покровском соборе, известном как Собор Василия Блаженного.

1.Векслер А.Г., Мельникова А.С. Московские клады. М. 1973. С. 95–96.
2.Записки о регентстве Елены Глинской и боярском правлении 1533–1547 гг. // Исторические записки № 46. 1954
3. Городцов В.А. Описание холодного оружия (копье и пика, рогатина, навершие знамени). / «Отчеты императорского Российского исторического музея» за 1911 г. Приложение. М., 1913, С. 20.
4. Цветков А.В. Боевые наголовья XV-XVII веков из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника. 2015. С. 2–3.
5. Денисова М.М. Поместная конница и ее вооружение в XVI–XVII вв. // Труды Государственного исторического Музея – М., 1948. – № XX – С. 37.

Свернуть
1