Музейный комплекс

Сказание о князьях Владимирских в составе сборника

Россия
XVII в.
Надписи: по нижнему полю листов: «Лета 7184го году книга глаголемая Алфавит Антониева монастыря римлянин…»; на последнем пустом листе: «Владимирской губернии, города Вязников мещан Степан Афонский сын Спаский».
Бумага, чернила; почерк – полуустав, скоропись. Переплет – доски, кожа с тиснением, медь
Поступила в Исторический музей в составе коллекции И.А. Вахрамеева, переданной им в дар музею 20.10.1909 г.
13_Витрина без номера

Великий князь московский Иван III княжил более 40 лет. На эти годы приходится окончательное освобождение от монгольского ига, борьба с пережитками феодальной раздробленности, собирание русских земель вокруг Москвы. Преобразования, начатые еще первыми московскими князьями и длившиеся несколько веков, окончательно были завершены при Василии III с присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514) и Рязани (1521). С этого времени великое княжество Московское превращается в Российское государство, а его князья становятся государями всея Руси.
Эти процессы сопровождались разработкой новой идеологической доктрины. Ставя целью закрепить права на единодержавную власть, повысить авторитет как на международной арене, так и внутри государства, московские князья всячески подчеркивали свою независимость и преемственность власти от византийских императоров. Эти идеи получили обоснование в легендарном памятнике – «Сказании о князьях Владимирских» первой четверти XVI века, доказывавшим династические претензии московских государей.

Подробнее...

В его основу легло «Послание о Мономаховом венце», написанное по заказу великого князя Василия III тверским монахом Спиридоном-Саввой. Оно подтверждало право преемственности государства Московской Руси от Византийской империи и законного обладания московскими князьями императорскими инсигниями. «Послание» состоит из трех сюжетов.
Первый рассказывает о происхождении великих русских князей, начиная с древнейших времен. Согласно тексту, великокняжеская династия ведет свой род от римского императора Августа через его брата Пруса, который, по преданию, был родственником Рюрика.1 Таким образом, история Московского государства впервые была помещена в контекст мировой истории.
Второй сюжет посвящен рассказу о происхождении царских регалий – венца, барм, золотой цепи, Животворящего Креста и сердоликовой шкатулки, принадлежавшей императору Августу. Они были подарены Владимиру Мономаху византийским императором Константином IX Мономахом и впоследствии перешли московским великим князьям. «ОТ СВОЕЯ ЖЕ ВЫЯ СНЕМЛЕТ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТЪ ОТ САМОГО ЖИВОТВОРЯЩАГО ДРЕВА, НА НЕМЪЖЕ РАСПЯТСЯ ВЛАДЫКА ХРИСТОС. СНЕМЛЕТ ЖЕ ОТ СВОЕЯ ГЛАВЫ ВЕНЕЦЬ ЦАРЬСКИЙ И ПОСТАВЛЯЕТ ЕГО НА БЛЮДЕ ЗЛАТЕ. ПОВЕЛЕВАЕТЪ ЖЕ ПРИНЕСТИ КРАБЬИЦУ СЕРДОЛИКОВУ, ИЗ НЕЯЖЕ АВГУСТИЯ, ЦАРЬ РИМЪСКИЙ, ВЕСЕЛЯШЕСЯ, И ОЖЕРЕЛЬЕ, ИЖЕ НА ПЛЕЩУ СВОЕЮ НОШАШЕ, И ЧЕПЬ ОТ ЗЛАТА АРАВЬСКА ИСКОВАНУ, И ИНЫ МНОГИ ДАРЫ ЦАРЬСКИА». Исконное владение русскими князьями царским венцом, получившим позднее название «шапка Мономаха», поднимало престиж государя и государства на новый, более высокий уровень.
Этим же целям служил и заключительный рассказ «Послания», посвященный родословию литовских князей, в основу которого положена легенда о низком происхождении первого князя литовского Гедимина – «раба» мелкого вассала смоленского князя. Таким образом, подчеркивалось превосходство русской династии над правителями Литовского княжества. Это сравнение родословий не случайно: в 1510 – 1520-х годах при Василии III велась напряженная борьба с Польско-Литовским государством за пограничные русские земли.
В результате литературной переработки сюжетов «Послания» Спиридона-Саввы появилась первая редакция «Сказания о князьях Владимирских» (до 1533 года), составленная неизвестным автором. Вторая редакция «Сказания», из которой было полностью исключено родословие литовских князей, увидела свет в годы правления Ивана Васильевича IV Грозного (великий князь московский и всея Руси с 1533 года, царь всея Руси 1547–1584, кроме 1575–1576), когда его активно использовали в дипломатических и династических спорах, в качестве одного из аргументов, доказывающего его право на царский венец. Так, рассказ о царских регалиях был использован как вступительная статья к «Чину венчания» Ивана IV на царство в 1547 году. В списке из коллекции И.А. Вахрамеева своеобразно соединены обе редакции.
Основные идеи «Сказания» легли в основу идеологии русского централизованного государства и были использованы при создании грандиозных летописных сводов того времени – Воскресенской, Никоновской летописей, Царственной книги и Степенной книги царского родословия. Одним из первых русских литературных произведений оно было переведено на латинский язык, нашло свое отражение в знаменитых «Записках о Московии» Сигизмунда Герберштейна. А в 1551 году в Успенском соборе Московского Кремля появилось Царское моленное место (Мономахов трон), стенки которого украшены двенадцатью барельефами, иллюстрирующими сюжеты «Сказания»; важнейший из них – последняя сцена цикла – венчание великого князя Владимира Шапкой Мономаха (копия Царского места размещена в 18 зале Исторического музея).
Благодаря своей востребованности и актуальности, «Сказание о князьях владимирских» дошло до нас в десятках списков, один из которых представлен в экспозиции Исторического музея.

Иван Александрович Вахрамеев (1844–1908) – ярославский купец, действительный член Императорского Археологического и других ученых обществ, собиратель рукописей и книг, относящихся к истории Ярославского края.

1. Дмитриева Р.П. Сказание о князьях Владимирских. М.–Л. 1955. С. 171–213.

Свернуть
1