Музейный комплекс

Икона. Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, с 12 клеймами жития

Мастерские Троице-Сергиева монастыря
Конец XVII – начало XVIII вв., с частичной реконструкцией XIX в., выполненной в Мстере
Дерево, левкас, темпера
41х35,5 см
Поступила из ГМФ в составе собрания Н.М. Постникова в 1926 г.
Витрина 8

Икона «Явление Богоматери преподобному Сергию с клеймами жития» написана в конце XVII века мастером-иконописцем Троице-Сергиева монастыря. Сюжетом для нее послужило предание о явлении Богоматери и апостолов Петра и Иоанна преподобному Сергию Радонежскому в присутствии его ученика Михея.
Преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322–1392) – один из самых почитаемых на Руси святых. Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики князя Дмитрия Донского, инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях и воспитатель целого поколения игуменов – основателей многих известных монастырей, Сергий сыграл выдающуюся роль в истории Московского государства.
В народной памяти имя святого неразрывно связано с почитанием святой Троицы и основанной им недалеко от подмосковного Радонежа обители Живоначальной Троицы, ставшей со временем центром духовной жизни русского народа. Особое почитание преподобного Сергия получило самое широкое распространение и нашло отражение в многочисленных образах, созданных на протяжении нескольких столетий. Иконография Сергия Радонежского основана на Житии, составленном иноком Троице-Сергиева монастыря, учеником Сергия Епифанием Премудрым в 1417–1418 годах и переработанное афонским иеромонахом Пахомием Сербом (Логофетом) около 1459 года. Наиболее ранние изображения сюжета о явлении Богоматери Сергию в русском искусстве относятся ко времени обретения мощей преподобного (1422) и вскоре после появления жизнеописания святого. Древнейшее сохранившееся изображение этого чуда находится на деревянном напрестольном кресте мастера Троице-Сергиева монастыря Амвросия середины XV века.

Подробнее...

Епифаний Премудрый повествует о том, что однажды, в пятницу Рождественского поста (предположительно в 1385 г.) после вечерней молитвы,преподобный Сергий обратился к своему ученику Михею со словами: «ЧАДО, БУДЬ БДИТЕЛЬНЫМ И БОДРСТВУЙ, ПОТОМУ ЧТО ВИДЕНИЕ ЧУДЕСНОЕ И УЖАСНОЕ БУДЕТ НАМ СЕЙ ЧАС». После чего раздался голос: «СЕ ПРЕЧИСТАЯ ГРЯДЕТ!», Сергий вышел из кельи и увидел Богоматерь в сопровождении апостолов, Петра и Иоанна Богослова. «И ОН РАСПРОСТЕРСЯ НИЦ, НЕ БУДУЧИ В СОСТОЯНИИ ПЕРЕНОСИТЬ НЕСТЕРПИМЫЙ СВЕТ. ПРЕЧИСТАЯ ПРИКОСНУЛАСЬ К НЕМУ РУКАМИ СВОИМИ И СКАЗАЛА: «НЕ УЖАСАЙСЯ, ИЗБРАННИК МОЙ, Я ПРИШЛА ПОСЕТИТЬ ТЕБЯ. УСЛЫШАНА МОЛИТВА ТВОЯ ОБ УЧЕНИКАХ ТВОИХ, О КОТОРЫХ ТЫ МОЛИЛСЯ, И ОБ ОБИТЕЛИ ТВОЕЙ; НЕ СКОРБИ БОЛЕЕ, ИБО ОТНЫНЕ ОНА ВСЕМ БУДЕТ ИЗОБИЛОВАТЬ, И НЕ ТОЛЬКО ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ТЫ ЖИВ, НО И ПО ТВОЕМ К ГОСПОДУ ОТШЕСТВИИ НЕОТСТУПНА БУДУ ОТ ТВОЕЙ ОБИТЕЛИ... СКАЗАВ ЭТО, ПРЕЧИСТАЯ СТАЛА НЕВИДИМА…».
Существуют два основных извода композиции: с коленопреклоненным и стоящим Сергием. На иконе из собрания музея изображен первый вариант. Иконография этого сюжета традиционна: на фоне архитектурных кулис слева стоит Богоматерь, за ее спиной – беседующие друг с другом апостолы, справа – коленопреклоненный преподобный Сергий и его ученик Михей. При этом Богоматерь представлена на иконе дважды: она прикасается к преподобному или указывает на него. На иконах довольно часто один и тот же святой может быть изображен несколько раз. Вверху в центре композиции изображение «Троицы Ветхозаветной» – символ Троице-Сергиева монастыря. Вокруг средника размещены 12 клейм, в которых представлены житийные сюжеты, расположенные слева направо: 1. Принесение Варфоломея в церковь после рождения; 2. Рождество; 3. Крещение; 4. Приведение во учение; 5. Пострижение во иноческий чин; 6. Поставление во архимандриты; 7. Труды преп. Сергия; 8. Благословение великого князя Димитрия Донского на битву; 9. Исцеление бесноватого;
10. Молитва преп. Сергия и искушение бесами; 11. Наставление братии перед кончиной; 12. Преставление преп. Сергия.
Сергий Радонежский – первый русский святой, которому явилась Богородица. В Троице-Сергиевом монастыре это событие считалось важнейшим из всех чудес преподобного и крупнейшим в истории обители. Оно стало настолько знаковым, что отмечается как общецерковный праздник 24 августа/6 сентября.
Сюжет «Явления Богоматери преподобному Сергию» входил в круг особо популярных тем для раздаточных икон Троице-Сергиевой Лавры, которые расходились по всей Руси. Иконы писали как в самой Лавре, так и во входивших в ее владения храмах и монастырях. Их также заказывали монастырские власти в разных иконописных центрах и мастерских.

Н.М. Постников (ок.1827 – ок.1897) – известный московский купец, торговец антиквариатом и собиратель икон, рукописей и церковной утвари, за 40 лет собравший самую большую в России XIX века коллекцию икон и других памятников церковной старины. В 1888 году он написал и издал «Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым», в который вошла и икона «Явление Богоматери преп. Сергию Радонежскому, с 12 клеймами жития» (№ 613). В 1890 году обширное собрание Постникова было представлено на выставке, приуроченной к Восьмому археологическому съезду и двадцатипятилетнему юбилею Императорского Московского археологического общества. После смерти Н.М. Постникова его коллекция разошлась по разным собраниям, со временем, многие памятники оказались в государственных музеях.

Свернуть
1