Музейный комплекс

Портрет-икона. Даниил Викулин

Россия, Олонецкая губерния, Выго-Лексинское старообрядческое общежительство
Первая половина XIX в.
Надпись на фоне: «ДАНИИЛ ВИКУЛИН»; надпись на нижнем поле: «КИНОВИАРХ И НАСТОЯТЕЛЬ ВЫГОРЕЦКИЙ»
Дерево; левкас, темпера
15,5 х 11 см
Поступление: из Государственного Музейного фонда, в 1927 г.
Витрина 4

Даниил Викулин (1653–1733) известен как основатель, первый киновиарх (настоятель) Выговского общежительства (1694–1733) и старообрядческий писатель. Даниил стал одним из авторов «Поморских ответов» (1723) – настольной книги старообрядцев, написал различные поучения, наставления, полемические послания.
На портрете он изображен держащим свиток с изречением из Псалтири (Пс. 67:36): «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ: БОГ ИЗРАИЛЕВ».

Подробнее...

В Выговской пустыни сложился особый стиль написания икон – «поморский пошиб».
Старообрядцы старались не изменять древнерусской традиции иконописания. Иконы писали на дереве яичной темперой и иногда масляными красками. Иконописцы тщательно подготавливали доски, скрепляли их продольными шпонками с оборотной стороны и врезными с торцовых сторон. На поверхность наносили левкас и покрывали ее специальной тканью – паволокой. В конце XVIII – начале XIX вв. в иконописании Выга наметились некоторые изменения: лики на поморских иконах приобрели более темный охристый оттенок, фигуры стали непропорционально вытянутыми, высокого роста. На изображениях стали появляться тонко прописанные декоративные детали. На портрете Даниила Викулина можно заметить следующие декоративные элементы: волнистые волосы, окаймляющие лицо с морщинами, раздвоенную бороду, манжеты с травянистым орнаментом и бусинами.
Палеография икон Выга идентична палеографии поморских рукописей. Известный исследователь старообрядчества В. Г. Дружинин отмечал: «Как будто подражая мелкому печатному шрифту Острожских изданий XVI века, этот почерк постепенно из тонкого перешел в жирный, а затем был преобразован в полуустав, подражавший в написании литер Московскому печатному шрифту. Подобного письма почти не было вне обители и скитов, к ней тянувшихся». Растительные орнаменты икон также соответствуют орнаментам в рукописях.

Свернуть
1