Музейный комплекс

Портрет-икона. Семен Денисов

Россия, Олонецкая губерния, Выго-Лексинское старообрядческое общежительство
Первая половина XIX в.
Надпись на фоне: «СЕМЕОН ДИОНИСОВИЧ»Надпись на нижнем поле: «КИНОВИАРХ И НАСТОЯТЕЛЬ ВЫГОРЕЦКИЙ»
Дерево; левкас, темпера
15,5 х 11 х 2,3 см
Поступление: из Государственного Музейного фонда, в 1927 г.
Витрина 4

Семен Денисов (1682–1740) – посадский человек из города Повенца, брат Андрея, Ивана и Соломонии Денисовых, основатель Выговского общежительства, киновиарх (настоятель) общежительства (1730–1740), старообрядческий писатель. Семен Денисов стал автором около 100 сочинений, среди которых: «История об отцах и страдальцах соловецких» (1710-е гг.), «Виноград Российский» (первая половина 1730-х годов) и другие. В годы настоятельства Андрея, а затем Семена Денисова Выговская пустынь переживала свой расцвет.
На портрете он изображен держащим свиток с собственным изречением: «ВСЯКАЯ ПРЕДЛОЖЕННАЯ ВЕЩЬ ОПАСНАЯ ИСКУШЕНИЕМ ДОСТОВЕРСТВУЕТСЯ».

Подробнее...

В Выговской пустыни сложился особый стиль написания икон – «поморский пошиб».
Старообрядцы старались не изменять древнерусской традиции иконописания. Иконы писались на дереве, яичной темперой и иногда масляными красками. Иконописцы тщательно подготавливали доски, скрепляли их продольными шпонками с оборотной стороны и врезными с торцовых сторон. На поверхность наносили левкас и покрывали ее специальной тканью – паволокой. В конце XVIII – начале XIX века в иконописании Выга наметились некоторые изменения: лики на поморских иконах приобрели более темный охристый оттенок, фигуры стали непропорционально вытянутыми, высокого роста. На изображениях стали появляться тонко прописанные декоративные детали. На портрете Семена Денисова можно заметить следующие декоративные элементы: кудрявые волосы, окаймляющие широкое лицо с морщинами, окладистую бороду , манжеты с травянистым орнаментом.
Палеография икон Выга идентична палеографии поморских рукописей. Известный исследователь старообрядчества В. Г. Дружинин отмечал: «Как будто подражая мелкому печатному шрифту Острожских изданий XVI века, этот почерк постепенно из тонкого перешел в жирный, а затем был преобразован в полуустав, подражавший в написании литер Московскому печатному шрифту. Подобного письма почти не было вне обители и скитов, к ней тянувшихся». Растительные орнаменты икон также соответствуют орнаментам в рукописях.

Свернуть
1