Музейный комплекс

«Каменный век» Живописный фриз. Фрагмент 4

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926)
Россия. Москва
1881–1885 гг.
Картина масляными красками «Бытовая сцена изъ жизни человъка каменнаго въка»
Холст, масло
230,0 х 1615,0 см
Поступление: передана музею в 1885 г.: приобретена у автора за 10 000 рублей (запись в книге поступлений музей 19 мая 1892 г.)
Открытое хранение

Художественное оформление второго зала каменного века разработано А.П.Поповым по программе А.С.Уварова. Главным украшением зала стал живописный фриз В.М.Васнецова «Каменный век» (1881–1884). Заказ на картину для Исторического музея художник получил весной 1881 года. Эта работа всецело занимала художника на протяжении пяти лет. Его консультантами стали антрополог Д.Н.Анучин и археолог, первый ученый секретарь Музея, В.И.Сизов.

Подробнее...

В конце XIX века представления ученых русской школы (археологов, антропологов и этнографов) о древнейших людях каменного века опирались на недавно обнаруженные археологические находки, в том числе памятники первобытного искусства. Но даже в опубликованном в 1881 году фундаментальном исследовании графа А.С.Уварова «Археология России. Каменный период» художник не мог найти ответы на сложные вопросы, которые возникли в процессе работы над панно. Как вспоминал позднее Васнецов: ««Каменный век» был заказан графом Уваровым – программа была дана также им, но в очень общих чертах, например: выделка шкур, выделка оружий кремневых, горшков, добывание огня, охота на мамонта. Впрочем, охоту на мамонта я предложил… Сцены и личности, а также костюмы придуманы мной. Детально: кости животных, кремневые орудия указаны отчасти Анучиным и Сизовым».
Панно стало первой в русском искусстве художественной реконструкцией мира древнего человека. Это была «единственная в европейской живописи композиция, заставляющая верить в подлинность этих первобытных людей», – писал художник, историк искусства, критик Игорь Грабарь.
По свидетельству современников, «Каменный век» писался на даче у известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова в Абрамцеве под Москвой, где летом 1883 и 1884 года гостил Васнецов с семьей.
Художнику удалось найти убедительный тип внешности своих персонажей. Как не похожи они на натурные этюды, выполненные с крестьян близлежащих сел, с гостей абрамцевской мастерской, в том числе молодого Валентина Серова.
Художественная интуиция позволила создать на панно образ природы и человека, отдаленного от нас многими тысячелетиями. Традиция представлять прошлое человечества в формах античности сказалась в воплощении Васнецовым главных героев «Каменного века» – так называемой «Мечтательницы» и вождя племени; их совершенная красота является доминантой всего панно и противостоит обособленной в пространстве зала дикой сцене ночного пиршества.
Позднее в своих дневниковых записях Васнецов развил и обобщил главную тему панно «Каменный век»: «Человек своим бытием неизбежно и могущественно влиял, влияет и будет влиять на жизнь всего земного шара и в добрую, и в злую сторону, соответственно его нравственному и духовному развитию и состоянию» (1909).

Свернуть
1