Музейный комплекс

Служба митрополиту Петру составлена митрополитом Киприаном в 80-90-е гг. XIV в. Помещается в Минее служебной на декабрь

Вторая – третья четверть XVI в.
Бумага, чернила, киноварь; почерк – полуустав, заставка, инициалы, вязь. Переплет XVI в. – доски, кожа, медь
В составе Московской Синодальной (Патриаршей) библиотеки
Витрина 6

Святитель митрополит Киевский и всея Руси Петр (вторая половина XIII в. – 1326) – первый официально признанный церковью московский святой. Он умер в 1326 году и был похоронен в заложенном по его благословению Успенском соборе Московского Кремля. Через 13 лет, в 1339 году, при преемнике Петра митрополите Феогносте (?–1353), было установлено ежегодное празднование его памяти (21 декабря). Ни одно важное государственное мероприятие не обходилось без молитвы у гробницы святителя. Так, у гроба Петра перед Куликовской битвой молился князь Дмитрий Донской. «И ПОТОМ ПРИШЕЛ К ГРОБУ БЛАЖЕННОГО ЧУДОТВОРЦА ПЕТРА-МИТРОПОЛИТА И, СЕРДЕЧНО К НЕМУ ПРИПАДАЯ, СКАЗАЛ: «О ЧУДОТВОРНЫЙ СВЯТИТЕЛЬ ПЕТР, …ТЕБЯ ВЕДЬ ГОСПОДЬ ПОКАЗАЛ ПОКОЛЕНИЯМ НАШИМ И ВОЗЖЕГ ТЕБЯ НАМ, СВЕТЛУЮ СВЕЧУ, И ПОСТАВИЛ НА ПОДСВЕЧНИКЕ ВЫСОКОМ СВЕТИТЬ ВСЕЙ ЗЕМЛЕ РУССКОЙ. И ТЕБЕ НЫНЕ ПОДОБАЕТ О НАС, ГРЕШНЫХ, МОЛИТЬСЯ, ЧТОБЫ НЕ НАШЛА НА НАС РУКА СМЕРТИ И РУКА ГРЕШНИКА НЕ ПОГУБИЛА НАС. ТЫ ВЕДЬ – СТРАЖ НАШ ТВЕРДЫЙ ОТ ВРАЖЕСКИХ НАПАДЕНИЙ, ИБО ТВОЯ МЫ ПАСТВА».
В конце XIV столетия была составлена Служба митрополиту Петру и написано Житие святого. Автором богослужебных текстов считается митрополит Киприан, который «ввел в общественный оборот комплекс литературных памятников, посвященных митрополиту Петру, и тем самым поднял на общерусский уровень его культ, причем главная роль, которую этот культ предоставлял Петру, – роль защитника Москвы от «поганых». Служба митрополиту Петру была составлена по Иерусалимскому уставу, активным инициатором введения которого был митрополит Киприан, и состоит из двух частей: вечерней и утренней.

Подробнее...

В Службу, кроме стихир, чтений из библейских книг, двух канонов и кондака, составной частью вошло Житие митрополита Петра.
Написанная в традициях церковно-служебных песнопений, Служба не только восхваляет святого, но и подчеркивает его покровительство Москве, вставшей во главе русских княжеств. «ЛИКУЙ СВЕТЛО, БЛАГОСЛАВНЕЙШИЙ ГРАДЕ МОСКВА, ИМЕЯЙ В СЕБЕ АРХИЕРЕЯ ПЕТРА, ЯКО ЗАРЮ СОЛНЦА, ВСЮ РОССИЮ ЧУДОДЕЯНИИ ОЗАРЯЮЩА». Содержится в ней и призыв к святому защитить Москву «ОТ НАСИЛИЯ БЕЗБОЖНЫХ АГАРЯН, ВРАГОВ НАШИХ», и чувства радости в связи с недавно одержанной победой «ПАДОША ВЪСТАЮЩИИ НА НЫ, ОТЧЕ, ТВОИМИ МОЛИТВАМИ ПОБЕЖДАЕМИ, АГАРИНЫ ВНУЦИ, ХОТЯЩЕИ ДОСТОЯНИЕ ТВОЕ ОЗЛОБИТИ; И ПОД СМЕХ УБО БЫША И ПОРУГАНИЕ, ПАДЕНИА СВОЕГО ПЛАЧУЩЕ. МЫ ЖЕ ВОСПЕВАЕМ РАДОСТНО ТВОЮ СВЯЩЕННУЮ ПАМЯТЬ». Этот текст позволил исследователям предположить, что Служба создавалась Киприаном во время грозившего Москве какого-то вражеского вторжения. Л.А. Дмитриев наиболее вероятным считал, что ее написание «относится к 1395 г., когда Москве угрожало нашествие Темир-Аксака и когда предпринимались энергичные меры для борьбы с ним, в том числе и религиозного характера: перенесение в Москву из Владимира иконы Владимирской божьей матери». А Р.А. Седова связывала данные слова с недавно одержанной Дмитрием Донским победой над Мамаем, допуская, что «первый канон митрополиту Петру… мог исполняться перед Куликовской битвой, второй – после нее».
Как бы то ни было, Служба Петру является выдающимся гимнографическим сочинением, «памятником, отразившим определенные исторические события, имевшие важное значение в судьбах Москвы и Московского княжества». О ее популярности в церковном обиходе говорит большое число дошедших до нас списков, наиболее ранние из которых датируются XV веком.

1. См. ГИМ. Электронный путеводитель. Зал 13 витрина 8
2. Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998. С. 233.
3. Служба – система песнопений и чтений, посвященных прославляемому святому или празднику.
4. Дробленкова Н. Ф., Прохоров Г. М. Киприан // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 466.
5. Дмитриев Л.А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы (К русско-болгарским литературным связям XIV–XV вв.) // ТОДРЛ. М.; Л., 1963. Т. XIX. С. 236.
6. Иерусалимский устав, созданный в VI в. в лавре Саввы Освященного близ Иерусалима, претерпев несколько редакций на южнославянской почве, распространился на Руси во второй половине XIV века, заменив Студийский устав (начало IX в.), по которому составлялись ранние древнеславянские службы.
7. См. ГИМ. Электронный путеводитель. Зал 13 витрина 8.
8. Тропарь святителя Петра, глас 8.
9. Седова Р.А. Служба митрополиту Петру//ТОДРЛ. СПб., 1992. Т.45. С. 245.
10. Дмитриев Л.А. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы: (К русско-болгарским литературным связям XIV–XV вв.//ТОДРЛ. Т. XIX. 1963. С. 236.
11. Седова Р.А. Служба митрополиту Петру…С. 245.
12. Дмитриев Л.А. Роль и значение митрополита Киприана…С. 236.

Свернуть
1