Музейный комплекс

Сказание о Вавилоне. В составе сборника XVII в.

Начало XV в.
Бумага, чернила, киноварь; почерк – русский полуустав. Переплет XVIII в. – доски, кожа, медь
10,4х8,5 см
Поступление: в составе собрания рукописей известного коллекционера-мецената П.И. Щукина в 1912 г.
Витрина 11

«Слово ο Вавилоне» – наиболее раннее из произведений цикла сказаний ο Вавилонском царстве. Оно написано неизвестным древнерусским книжником, вероятно, в период правления великого князя Василия I Дмитриевича (1389–1425). В популярный цикл, получивший на Руси широкое распространение, входят ««Притча» или «Повесть о Вавилоне граде» и «Послание от Льва, царя греческого». Притча слагается из двух сказаний: в первом рассказывается о воцарении в Вавилоне царя Навуходоносора и о сооружении каменного змея у ворот города; во втором – о сыне Навуходоносора Василии и о падении Вавилонского царства.
Продолжением Притчи является сказание, обычно имеющее название: «Посольство царя Левкия, нареченного в крещении Василием, который посылал в Вавилон испросить знамения у святых трех отроков – Анании, Азарии, Мисаила».

Подробнее...

В нем рассказывается как греческий царь Левкий (Алевуй, Олевуй, Улевуй и др.), собрав войско, направился к Вавилону, но не дойдя до города, решил отправить туда посольство «ВЗЯТЬ ЗНАМЕНИЕ» у святых отроков, мощи которых покоятся в Вавилоне. «СНАЧАЛА ОН ХОТЕЛ ПОСЛАТЬ ТРЕХ ЧЕЛОВЕК, ХРИСТИАН СИРИЙСКОГО РОДА. ОНИ ЖЕ СКАЗАЛИ: «НЕ ПОДОБАЕТ НАМ ИДТИ ТУДА, НО ПОШЛИ ИЗ ГРЕЦИИ ГРЕКА, ИЗ ОБЕЗИИ ОБЕЖАНИНА, ИЗ РУСИ РУСИНА» И ОН ПОСЛАЛ ТЕХ, КОГО ОНИ ХОТЕЛИ». Таким образом, членами посольства стали представители трех христианских православных стран, точно предвидя, что вскоре каждый из них сможет прочесть свою часть трехъязычной надписи на лестнице, ведущей в град Вавилон.
Дорога была трудной и посольство добиралось до Вавилона «три недели», а «КОГДА ПРИШЛИ ТУДА, НЕ УВИДЕЛИ ГРАДА: ВЕСЬ БЫЛЬЕМ ПОРОС ТАК, ЧТО НЕ ВИДНО БЫЛО ПАЛАТ. ПУСТИЛИ ОНИ КОНЕЙ И НАШЛИ ТРОПУ, КОТОРУЮ ПРОТОПТАЛИ МАЛЫЕ ЗВЕРИ. В ЗАРОСЛЯХ ЖЕ ТЕХ БЫЛО ЛИШЬ ЧАСТЬ ТРАВЫ, А ДВЕ ЧАСТИ ГАДОВ». С большим трудом пройдя мимо всех чудищ, они подошли к стенам города, которые были опоясаны огромным змеем.
«ЧРЕЗ ЗМИЯ БЫЛА ПОЛОЖЕНА ЛЕСТНИЦА…, А НА НЕЙ – НАДПИСЬ НА ТРЕХ ПИСЬМЕНАХ: ПО-ГРЕЧЕСКИ, ПО-ОБЕЖСКИ И ПО-РУССКИ». Надпись указывала путь до церкви, где находились гробницы трех святых отроков. В церкви они, поклонившись гробам святых, увидели «ЗЛАТОЙ КУБОК, УКРАШЕННЫЙ ДОРОГИМИ КАМНЯМИ И ЖЕМЧУГОМ, ПОЛНЫЙ МИРА И ЛИВАНА», выпили из него и уснули. А проснувшись, услышали «ГЛАС ОТ ГРОБА», который направил их в царевы палаты, где послы обнаружили на одре «знамение» – царские регалии – венцы Навуходоносора и царицы. «И БЫЛИ ТЕ ВЕНЦЫ ИЗ САПФИРА, ИЗУМРУДА, КРУПНОГО ЖЕМЧУГА И АРАВИЙСКОГО ЗОЛОТА». Здесь же они нашли грамоту, написанную на греческом языке, которая сообщала, что венцы должны быть возложены на царя Василия и царицу Александру. На обратном пути «…ОБЕЖАНИН, ИМЕНЕМ ЯКОВ, ЗАПНУЛСЯ НА ПЯТНАДЦАТОЙ СТУПЕНИ, ПОЛЕТЕЛ ВНИЗ И РАЗБУДИЛ ЗМИЯ...И ПОДНЯЛАСЬ НА ЗМИИ ЧЕШУЯ, КАК ВОЛНЫ МОРСКИЕ», змей засвистел и от его свиста «ОСЛЕПЛИ И ПАЛИ ЗАМЕРТВО МНОГИЕ ДО ТРЕХ ТЫСЯЧ» из войска Василия, ожидавшего возвращения посольства. Через шестнадцать дней посланцы благополучно вернулись и рассказали царю о пережитых ими испытаниях, передав царю «знамения» из Вавилона.
История о посольстве в Вавилон имеет счастливый финал: «ПАТРИАРХ ЖЕ ВЗЯЛ ДВА ВЕНЦА И, ПРОЧИТАВ ГРАМОТУ, ВОЗЛОЖИЛ ИХ НА ЦАРЯ ВАСИЛИЯ И НА ЦАРИЦУ АЛЕКСАНДРИЮ, РОДОМ ИЗ АРМЕНИИ. ЦАРЬ ЖЕ, ВЗЯВ КУБОК, ПОВЕЛЕЛ НАПОЛНИТЬ ЕГО ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ ДА ПЯТЬ ДОРОГИХ КАМНЕЙ ПОСЛАЛ В ИЕРУСАЛИМ К ПАТРИАРХУ». Царь же отказывается от похода в Индию ради защиты «рода христианского». Таким образом, «для утверждения идеи византийской всемирно-исторической монархии создается легенда, повествующая о конкретной передаче символов и знаков царского достоинства из Вавилона в Византию».
По мнению большинства исследователей, «Слово», самый ранний вариант которого сохранился в рукописном сборнике конца XV века в собрании отдела рукописей и старопечатных книг Исторического музея, является основой цикла сказаний о Вавилонском царстве. А уже в XVI веке к исходному тексту добавляется рассказ о передаче царских регалий: «сердоликовой крабицы», а позднее и «мономаховой шапочки», византийским императором Львом киевскому князю Владимиру Мономаху. «И ОТ ТОГО ЧАСА ПРОСЛЫ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР КИЕВСКИЙ МОНОМАХ, И ДО СЕГО ДНИ ПО ВСЕЙ РОССИИ ВЕНЧАШАСЯ ЦАРИ МОСКОВСКИЕ В НЫНЕШНЕМ ВЕЦЕВИССОМ И ПОРФИРОЮ ЦАРСКОЮ И ШАПКОЮ МОНОМАХОВОЮ».
Наполненный фольклорно-сказочными образами популярный цикл сказаний был широко распространен на Руси в рукописных копиях XVI–XX веков.

1. Навуходоносор II – вавилонский царь (605–562 гг. до н.э.). Его имя известно из надписей на глиняных табличках, из еврейских источников и от античных авторов. В историю вошел как полководец, дважды завоевывал Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство, увел его жителей в плен в Вавилон. При нем велось большое строительство, был возведен новый царский дворец, а Вавилон превращен в неприступную крепость.
2. В книге пророка Даниила (Д. 3-17) три отрока: Анания, Азария и Мисаил во время пленения Иерусалима Навуходоносором были отправлены в Вавилон; за отказ поклоняться языческому золотому идолу были брошены в горящую печь, но остались невредимы.
3. Слово «Обез» в русской исторической литературе вплоть до XVI в. обозначало Грузию.
4. Текст и перевод ГИМ. Муз.2952. Сказание о Вавилонском царстве / Подг. текста, перевод и комм. Н.Ф. Дробленковой
5. Возможно, городской вал в виде огромного глиняного змея.
6. В сердоликовую «крабицу» (коробку), была заключена царская порфира.
7. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М. 1954. С. 133.
8. Еремин И.П. Повести о Вавилоне // История русской литературы: В 10 т. / М.; Л.: Т. II. Ч. 1. 1945. С. 340

Свернуть
1