Музейный комплекс

Икона. Рождество Христово

Новгород
Первая четверть XVI в.
Дерево, левкас, темпера
68,5х51 см
Поступила из Псковского художественно-исторического музея через ГЦХРМ (Государственная центральная художественно-реставрационная мастерская имени И.Э. Грабаря) в 1947 г.
Открытое хранение 4

Рождество Христово – один из двенадцати великих праздников православной Церкви, введенный в IV веке в память о рождении в Вифлееме Иисуса Христа. О событии Рождества писали евангелисты Матфей и Лука (Мф. 1: 18-25, 2: 1-12; Лк. 2: 1-10). Их повествования, дополненные многочисленными деталями и подробностями из апокрифического Протоевангелия Иакова и других сочинений, послужили основой для изображения сцены Рождества Христова в искусстве. Иконография сюжета была создана еще в раннехристианское время, и к VII веку в Византии утвердился ее канонический образец. На его основе уже в XI–XII веках сложились русские варианты иконографии Рождества, соединившие вместе разные эпизоды предания о рождении Спасителя.
Согласно евангельской истории, праведный Иосиф Обручник и Дева Мария отправились из Назарета в Вифлеем для участия в переписи населения. Так как в городе, куда прибыло большое количество народа, для них не нашлось места, а Марии пришло время родить, Святое семейство остановилось в предместье. Именно здесь, в пещере, которая использовалась как хлев, произошло чудо рождения Богомладенца.

Подробнее...

Иконография иконы первой четверти XVI века из собрания Исторического музея относится к расширенному варианту – на ней изображено сразу несколько сцен, рассказывающих о событии Рождества.
В центре композиции на ярко-красном ложе в коричневом мафории возлежит Богоматерь, рядом с ней – ясли со спеленутым ребенком, вокруг головы которого помещен крестчатый нимб – иконографический признак Христа. Согласно православным канонам, пещера показана глубоким черным цветом. Над яслями склонились вол и осел; по преданию, они согревали своим дыханием новорожденного. В верхней части иконы, высоко над пещерой, изображена Вифлеемская звезда, три луча которой (по образу Троицы) указывают на лежащего в яслях Младенца.
По сторонам иконы отдельными группами представлены очевидцы чудесного события. Слева от пещеры – три всадника, которые, следуя за светом звезды, находятся на пути в Вифлеем. Это волхвы, пришедшие «с востока», чтобы приветствовать рождение Иисуса. Традиционно их изображают в виде старца, средовека и юноши. В качестве даров Христу восточные мудрецы принесли золото как царю, ладан как Богу и драгоценную смирну (благовоние), которой натирали усопших перед погребением. В верхнем правом углу иконы ангел сообщает пастуху, стерегущему на поле рядом с Вифлеемом овец, о рождении Мессии, а в левом – три ангела поют небесную песню, прославляя Христа. В нижней части иконы композицию дополняют сцены беседы Иосифа Обручника со стоящим перед ним юношей (пастырем?), а также омовения Младенца повитухой Саломеей и служанкой, льющей воду в купель. Справа от Саломеи изображен старец, одетый в козлиную шкуру, с посохом в руках. Эта загадочная фигура интерпретируется исследователями по-разному: одни считают, что это пастух, другие видят в ней олицетворение «духа сомнения» – дьявола, вносящего в душу Иосифа замешательство по поводу чистоты Марии. Все сцены Рождества происходят на фоне пейзажа в виде уступчатых лещадок – горы. Композицию дополняют деревья с зелеными кронами; этот цвет символизирует на иконах весну, пробуждение, победу жизни над смертью.
Икона из собрания Исторического музея, созданная в Новгороде в начале XVI века, принадлежит к московскому изводу (разновидность установленного канона). Очень близкой ее иконографической и стилистической аналогией является двусторонняя икона-таблетка конца XV века с изображением Рождества Христова, происходящая из Софийского собора в Великом Новгороде. Софийские иконы-таблетки вышли из иконописной мастерской при новгородском архиепископском дворе. В этой мастерской после присоединения Новгорода к Москве в 1478 году «все чаще стали использоваться московские образцы, влияние которых ясно дает о себе знать в таких композициях, как Рождество Христово».1
В годы войны эта икона была вывезена в Германию вместе с другими псковскими и новгородскими памятниками, откуда она была возвращена советскими войсками в 1945 году. В Москве икона сначала была передана в Государственную центральную художественно-реставрационную мастерскую имени И. Э. Грабаря, а в 1947 году – в собрание отдела древнерусской живописи Исторического музея.

1. Лазарев В.Н. Страницы Истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М., 1983.

Свернуть
1