Музейный комплекс

Икона. Чудо Георгия о змие

Новгород
Первая треть XVI в
Дерево, левкас, темпера
62,3 х 49 см
Поступила из Оружейной палаты 12 августа 1922 г.
Открытое хранение 4

Почитание Георгия как мученика началось не позже V века на Востоке, прежде всего в Каппадокии, откуда он, согласно церковному преданию, был родом. Этим же временем датируется древнейший сохранившийся текст жития святого, впоследствии неоднократно переработанный. Согласно житию, святой Георгий был христианином, хотя принадлежал к знатному роду и занимал высокий пост в римском войске. Во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане (284–305) Георгий за свою веру претерпел многочисленные жестокие пытки и был обезглавлен.
Особым почитанием Георгий пользовался в Византии в X–XII веках: императоры династии Комнинов и Палеологов считали святого своим покровителем, помещая его изображения на монетах, печатях и знаменах.
На Руси почитание Георгия устанавливается одновременно с принятием христианства. Его память включена в древнейшие русские месяцесловы. Великомученик Георгий был в числе особо чтимых святых, в нем видели хранителя и устроителя Русской земли, покровителя полей и защитника домашнего скота. Именем этого святого, который воспринимался как ангел-хранитель великокняжеской семьи, называли русских князей. Так, киевский князь Ярослав Мудрый (ок. 978–1054) при крещении принял имя Георгий. К наиболее ранним изображениям Георгия на русской почве относятся фрески в Софии Киевской (около середины XI века), где имелся посвященный святому придел со сценами жития.

Подробнее...

Наибольшей популярностью из всего георгиевского цикла чудес пользовалось «Чудо Георгия о змие», согласно которому святой спас от страшной гибели в пасти змия, державшего в страхе целую область, царевну. Этот сюжет издавна трактовался как образ победы духовного начала над злом, которое олицетворял змий. Сохранилось большое число рукописей и произведений изобразительного искусства с этим сюжетом. «Чудо о змие» в византийской агиографической традиции считалось единственным прижизненным чудом святого, в славянской – «по смерти». Древнейшее изображение святого Георгия, поражающего копьем змия, сохранилось в раннехристианской Змеиной церкви в Гёреме (XI век) в Каппадокии. В церкви святого Георгия в Старой Ладоге (ок. 1165 года) и в наши дни можно увидеть наиболее раннее из сохранившихся русское фресковое изображение «Чуда».
Иконография «Чуда о змие» имеет два основных варианта: краткий и пространный. Последний включает в себя изображение царевны и града с жителями и родителями царевны. Краткий иконографический извод, к которому относится новгородская икона первой трети XVI века, представляет собой более лаконичную композицию. Святой Георгий изображен на коне, с алым развевающимся плащом, со щитом на левой руке и высоко поднятой правой рукой с копьем, пронзающим пасть извивающегося крылатого змия. О совершении Георгием богоугодного дела говорит благословляющая его рука в правом верхнем углу иконы. Этот извод был весьма распространен на Руси, что связано с популярностью образа Георгия-змееборца в народе, особенно в северных и новгородских землях.
Но на иконе из собрания Исторического музея имеется уникальная иконографическая деталь – в водоеме, из которого выползает змий, следом поднимаются три змееныша с киноварными, как у родителя, головами. В литературных источниках (списки текстов жития и «Чуда») указания на детенышей у змия отсутствуют. Возможно, это изображение змеенышей вызвано влиянием иконографии «Чудо Феодора Тирона о змие», восходящей к апокрифическому тексту жития этого святого. На Руси изображения Феодора Тирона как змееборца распространились в XVI веке. Известны иконы «Чудо Феодора Тирона о змие», в которых герой поражает змия, а рядом в пещере изображены змееныши.

Свернуть
1