Музейный комплекс

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие с видом монастыря

Русский Север, Каргополь
Середина XVII в.
Дерево; темпера
31×25 см
Поступление: куплена у М.А. Челышкина, 1891 г.
Витрина 2

На иконе изображены соловецкие святые Зосима и Савватий. Савватий (ум. 1434/35, память 27.09) считается отцом-основателем соловецкого монашества. Он был первым монахом, который прибыл на остров Соловки. В 1429 году вместе с другим подвижником, Германом, Савватий водрузил там крест и поставил келью. Уже после его смерти, в 1436 году на Соловки приехал другой монах, Зосима (ум. 1478, память 17.04). Преподобный Зосима продолжил дело святого Савватия и основал знаменитый Соловецкий монастырь. В 1460-е годы на остров из Великого Новгорода был прислан игумен, построены Спасо-Преображенский собор, Успенская и Никольская церкви. В 1465 году Зосима стал игуменом основанного им же монастыря и возглавлял его до самой смерти.
Общерусское почитание Зосимы и Савватия Соловецких было установлено на церковном соборе в Москве в 1547 году. Постепенно святые стали популярны по всей стране среди представителей разных социальных слоев. Основанный ими монастырь к середине XVII века стал одной из богатейших и независимых христианских обителей России. Он служил мощной крепостью, прикрывавшей вход в Архангельский порт благодаря сильному стрелецкому гарнизону и крепким каменным стенам, построенным в конце XVI столетия. На обширной, принадлежавшей соловецкой братии территории – островах и морском побережье – действовали крупные предприятия, приносившие большой доход. Монастырь владел рыбными ловлями, соляными варницами, слюдяными разработками, кожевенными избами и поташными заводами.

Подробнее...

С начала XVII века в иконописи получает широкое распространение образ Зосимы и Савватия, подносящих «модель» Соловецкого монастыря в качестве дара Христу и/или Богоматери, изображенным над головами святых. Истоки этого иконографического типа уходят корнями в византийское искусство и отсылают нас к ктиторскому (от греч. «ктитор» – основатель, даритель) портрету. На нём изображался заказчик с «моделью» построенного на его средства храма (реже города), который тот подносил в дар Спасителю или Богородице. Иконы соловецких святых писали в самом монастыре, где с начала XVII столетия была своя мастерская, а также в традиционных иконописных центрах Русского Севера (Вологде и Каргополе).
На иконе – образ святых Зосимы (слева) и Савватия (справа) Соловецких. Вверху над ними в полусфере помещено изображение Богородицы «Знамение» – особо чтимой новгородской святыни. Его наличие объясняется тесными церковными и культурными связями Соловецкого монастыря с новгородской архиепископской кафедрой. В руках у Зосимы находится развернутый свиток с духовным завещанием монахам: «Не скорбите убобратие…». Подвижники держат в руках «модель» монастыря в том виде, в котором он существовал в начале XVII века. Тогда обитель представляла собой пятиугольную крепость, слегка вытянутую с севера на юг. Архитектурный ансамбль монастыря вписан в идеальную форму, отражающую образ идеального монашеского града, спасаемого Божией благодатью и непрестанными молитвами преподобных отцов-основателей.

Свернуть
1