Музейный комплекс

Святитель Филипп, митрополит Московский

Поволжье (?)
Середина XVII в.
Дерево, левкас, темпера, ткань. Оклад – серебро, чеканка; басма, резьба
32×27 см
Поступление: из Румянцевского музея в составе коллекции Е.Е. Егорова, 1923 г.
Витрина 4

Святитель Филипп (1507–1569) – в 1566–1568 годах митрополит Московский и всея Руси. Происходил из знатного рода московских бояр Колычевых, в миру носил имя Фёдор. В 1537 году Фёдор Колычев принял постриг в Соловецком монастыре, а через десять лет стал его настоятелем. За годы игуменства Филиппа Соловки превратились из скромной обители в один из богатейших монастырей с образцовым хозяйством. На многочисленные пожертвования было организовано масштабное строительство, воздвигнуты новые каменные храмы. В 1566 году Филипп был поставлен московским митрополитом.
Первоначально он принял на себя обязательство не вмешиваться в мирские дела, хотя и не скрывал неприятия опричнины. В 1568 году Филипп публично осудил опричные казни, за что был отстранен от сана, схвачен и сослан в тверской Отроч монастырь. В конце 1569 года был задушен, предположительно, опричником Малютой Скуратовым. В 1591 году по просьбе соловецких монахов мощи Филиппа перенесли из Отроча в Соловецкий монастырь и погребли в Спасо-Преображенском соборе. Тогда же было составлено первое житие святого и установлен день памяти – 9 января. В 1652 году по воле царя Алексея Михайловича его мощи вместе с мощами других святителей (Иова и Гермогена), пострадавших от властей за правду, перенесли в московский Успенский собор. После этого святитель Филипп стал широко почитаемым русским святым. В памяти народа он выступал не только как обличитель тирании, «поборник истины, положивший душу за паству свою», но и как защитник единого русского государства, боровшийся с его разделением на земщину и опричнину.

Подробнее...

В середине XVII столетия складывается иконописный образ митрополита Филиппа. К этому времени относятся иконы и лицевые покровы, на которых новый чудотворец изображен с короткой бородой, в святительской шапочке, омофоре и саккосе с рисунком в виде крестов, вписанных в круги. К раннему иконографическому типу относится и икона, представленная в экспозиции Исторического музея. Живописное исполнение лика святого с сильно выбеленным охрением находит аналогии в произведениях поволжских мастеров того времени. Драгоценный оклад с гравированной накладкой на фон, басменными золочеными обкладками полей по своей орнаментике и конструкции относится ко второй половине XVII века.

Свернуть
1