Музейный комплекс

Троица Ветхозаветная

Псков
Третья четверть XVI в.
Дерево; левкас, темпера
105,2 ×76,4 см
Поступление: в составе собрания А.В. Морозова, 1922 г.
Открытое хранение 2

Икона «Троица Ветхозаветная», или «Гостеприимство Авраама», создана неизвестным псковским мастером в третьей четверти XVI века. Образ обладает чертами живописной традиции Пскова второй половины XVI столетия. Динамичность, экспрессия, жесткость рисунка уступили место сбалансированности в композиции и колорите, который построен на согласовании красного, охры и их оттенков. Вместе с тем манера псковского художника отмечена архаичностью, склонностью к ретроспективизму, что проявилось в выбранном формате иконной доски, усложненной иконографии, наглядности деталей и причудливости архитектурных форм.
«Троица» – один из наиболее распространенных сюжетов христианского искусства, восходящих к ветхозаветной книге «Бытие». Действие разворачивается за две тысячи лет до Рождества Христова в Хевроне, на западном берегу реки Иордан, где жил праотец родоначальника народов, Авраам. У дубравы Мамре, где размещалось его жилище, Авраама посетил Бог, явившийся ему в виде трех мужей. Праведный Авраам гостеприимно принял посланников у своего шатра. Тогда Бог возвестил Аврааму, что у него от престарелой жены Сарры родится сын – Исаак, и что «ОТ АВРААМА ТОЧНО ПРОИЗОЙДЕТ НАРОД ВЕЛИКИЙ И СИЛЬНЫЙ, И БЛАГОСЛОВЯТСЯ В НЕМ ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМЛИ…» (Бытие, гл. 18, ст. 18).

Подробнее...

В христианском богословии событие трактуется как явление патриарху Аврааму Пресвятой Троицы в виде трех ангелов. Ангелы символизируют три ипостаси единого Божества: Отца, Сына и Духа Святого. В православной иконографии существуют два основных варианта изображения этого сюжета: «Гостеприимство Авраама» и образ Триединого Божества (например, знаменитая «Троица» Андрея Рублёва). Перед нами первый вариант. В центральной части композиции, следующей разработанной классической схеме, нарисованы три ангела, восседающих за трапезой в тени Мамврийского дуба. О сокровенности пространства, отмеченного присутствием Бога, говорит оформление верхней части иконы: между обозначением жилища Авраама и Сарры и скалистым возвышением находится бледно-розовая стена. Изображение в нижнем поле следует библейскому повествованию: отрок закалывает тельца для стола, Авраам и его жена подносят в сосудах свежевзбитое масло и молоко, на стол, застеленный белоснежным полотном, возложены пресные хлебы. Перед каждым из ангелов лежат приборы небольшого размера, которые напоминают копие – предмет, используемый при христианском богослужении при совершении таинства Евхаристии. В этом ветхозаветная трапеза уподобляется новозаветному алтарю. Пальцы рук ангелов сложены в жесте благословения, которое свидетельствует о благодати, сошедшей на дом Авраама и Сарры.

Свернуть
1