Музейный комплекс

Казачья вышка

Дмитриев-Кавказский Л.Е. (Автор оригинала)
г. Санкт-Петербург
1887 г.
Бумага; автотипия
42,5х30,5 см
Из собрания А.П. Бахрушина
Витрина 22

Кордонная служба казаков, охранявших российские границы на Кавказе от набегов со стороны соседних горских племен, с самого начала их переселения на эти территории в конце XVIII в. была сопряжена с постоянными опасностями. С началом Кавказской войны эта ситуация значительно усугубилась. Для ежечасного наблюдения за неприятелем не только на каждом посту, батарее и пикете, но и в казачьих станицах стояли сторожевые вышки. При вышке находился своеобразный «казачий телеграф» или маяк – длинная, обмотанная пенькой и залитая смолой или чем-либо другим, легко воспламеняющимся, жердь. К ней крепились два больших сигнальных шара, сплетенных из ивовых прутьев. В дневное время, завидев неприятеля, часовой кричал своим: «Черкесы у реки! С вами Бог!», старшой снизу отвечал ему: «Так маячь же, козаче!». Спущенные с этой минуты шары, поднимались вверх и «маячали» всем тревогу. Сигнал маяка дублировался выстрелом из пушки. Ночью же поджигали высокую жердь-маяк со смолой. При сторожевой вышке обычно находилось несколько казаков. Сторожевую вышку, как правило, делали из дерева, или же из глины с рубленой соломой. Её высота достигала 11 метров.

Подробнее...

Автор рисунка, известный художник и гравер, академик Императорской Академии художеств Лев Евграфович Дмитриев (1849–1916), родился на Кубани в станице Прочноокопской в семье гарнизонного медика. Девятнадцать лет жизни он провел в среде казаков и представителей кавказских народностей. Псевдоним «Кавказский» он добавил к своей фамилии, чтобы отличаться от многочисленных однофамильцев. Главной темой его оригинальных произведений, как правило, были Кавказ, Закавказье, Кубань: их природа, люди, обычаи.

Свернуть
1