Музейный комплекс

Самовар

Россия (?)
Первая четверть XIX в.
Медь
62,5х33,5 см
Покупка у Ф.М.Сизова в 1890 г.
Витрина 11

Самовар – металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри.
В России самовары начали производить в первой половине XVIII в. Наиболее раннее упоминание самовара в российских документах датируется 1740 г. Первыми изготовителями были уральские заводы: Иргинский завод Осокиных и Суксунский завод Демидовых.
Изначально самовар – предмет дворянского быта. Он предназначался, главным образом, для подготовки воды для чаепития. В течение XIX в. доступность чая для широких кругов населения многократно возросла. Вместе с этим самовар вошел в обиход всех сословий русского общества. Он считался символом достатка, благополучия, домашнего уюта и стал знаковым предметом русской национальной культуры.
Крупнейшую в России по объему и собранию форм коллекцию самоваров и иных водонагревательных приборов хранит Исторический музей: всего 354 памятника.

Подробнее...

Представленный самовар был изготовлен в первой четверти XIX в. Он соответствует господствовавшему в то время в дворянской среде стилю ампир («имперскому стилю»). «Имперский стиль» предполагал следование античным образцам – самовары той эпохи напоминали греческие двуручные амфоры.
Сходству с античными сосудами способствует конструктивная особенность: у подобных самоваров отсутствует шейка. Шейка – переход от тулова к ножке, исполняющий функцию поддувала, т.е. снабженный отверстиями, необходимыми для поступления воздуха к жаровне. У самовара-амфоры отверстия сделаны в нижней части самого тулова. Одно из них выполняет иную роль – оно предназначено для выборки скопившейся золы. Это отверстие закрыто особой дверцей.
Конструкцию водонагревательного прибора дополняют подсвечники, укрепленные на фигурном основании. Их чашечки выполнены в форме цветка.
Красномедный самовар обильно украшен латунными литыми фигурками и рельефными накладками. На тулове можно увидеть изображения крылатых женщин с бубнами в руках. Шишки (ручки, закрепленные на крышке, закрывающей тулово) сделаны в форме филинов. Фигурки филинов также помещены на изогнутые стержни, украшающие основание самовара.
На заглушке (колпачке, закрывающем сверху трубу-жаровню) – фигуры грифонов и крылатой белки с орехом в лапах. Белка, разгрызающая орех – символ трудолюбия. В XVIII в. этой аллегорией иллюстрировали девиз «Без труда не получишь». Подобную белку можно увидеть и на ключе крана.
В 1890 г. этот образец стиля ампир был приобретен музеем у Федора Михайловича Сизова, крестьянина Костромской губернии, крупного знатока отечественного антиквариата, занимавшегося скупкой разного рода редкостей.
Самовар выдавался для съемок художественного фильма «Глинка» (1946 г.).
Литература: Петрова Л.А. Самовары XVIII–XIX веков в собрании Исторического музея. М., 2020.

Свернуть
1