Музейный комплекс

Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта в Московском кремле 15 мая 1682 года

Россиньон Октавия (Rossignon Octavie)
Западная Европа, Франция, Париж
1839 г.
Сургучная печать Парижской таможни (на обороте на подрамнике), сургучная печать парижской мастерской Palette (на обороте на холсте)
Холст, масло
98х130 см
Приобретено у Иванова Александра Николаевича в 2002 г.
Открытое хранение 14

В 1820–1830-е гг., как в России, так и в странах Западной Европы возникает интерес к событиям и анализу прошлого. Это проявляется и в живописи. Художники все чаще обращаются к сюжетам истории XVI и XVII вв., пытаются анализировать суть современных им общественных отношений через исторические события прошлого, которые воспринимаются как ключ к современности. Революционные события 1830-х гг. в Европе подогревают этот интерес. Время междуцарствия, борьба за власть, народные бунты – в центре внимания многих живописцев XIX века. Автор исторического полотна из русской истории «Царь Петр Алексеевич во время стрелецкого бунта в Московском кремле 15 мая 1682 года» – французская художница, работавшая в 1830–1860-хх гг.

Подробнее...

Бунт московских стрельцов 1682 года возник в ходе острой борьбы за власть между двумя боярскими родами Милославских и Нарышкиных после смерти бездетного царя Федора Алексеевича. Художник изображает исторический момент, когда вооруженные стрельцы, поднятые сторонниками Милославских, вошли в Кремль и заполнили Соборную площадь перед дворцом. Чтобы успокоить возбужденную толпу на Красное крыльцо вышли царица Наталья Кирилловна с десятилетним царевичем Петром, патриарх и несколько бояр. На картине можно видеть десятилетнего царевича Петра, которого держит за руку патриарх Иоаким, а также мать царевича, положившую ему на плечо руку. Внизу у ступеней – тела убитых стрельцами братьев царицы – Ивана и Афанасия Кирилловичей Нарышкиных. Слева группа стрельцов тащит на расправу обнаженного по пояс седовласого боярина Артамона Сергеевича Матвеева, который был общепризнанным лидером клана Нарышкиных.
К сюжету, связанному со стрелецким бунтом 1682 года обращались многие художники XIX века. Достаточно вспомнить «Утро стрелецкой казни» В.И.Сурикова, «Стрелецкий бунт» Н.Д.Дмитриева-Оренбургского, «Стрелецкий мятеж в 1682 году» А.И.Корзухина.
Историческое действие, которое описывает художник, происходило в Кремле. На полотне мы видим несколько иную картину. Судя по собору Василия Блаженного, изображенного на дальнем плане, события происходят где-то на Красной площади, рядом с Воскресенскими воротами, примерно на том месте, где находится сейчас Исторический музей. Некоторые искажения исторических реалий, которые мы видим на картине, включая внешность персонажей, одежду и топографию, вполне объяснимы. Автор картины – француженка, работавшая в Париже. Художница Октавия Россиньон – дочь и ученица исторического живописца, портретиста и пастелиста Луи Жозефа Туссена Россиньона. Она была известна как участница знаменитых Парижских салонов 1831–1864 годов, где выставляла камерные произведения – акварели и пастели.

Свернуть
1