Музейный комплекс

Похороны руса в Булгаре

Г.И.Семирадский
Италия, Рим
1883–1884 гг.
Холст, масло
380х540 см
Поступление: куплена у художника Г.И.Семирадского, 1892 г.
Открытое хранение

Картина была написана по «Запискам» арабского путешественника X в. Ахмеда Ибн-Фадлана, который в 921 г. в качестве секретаря участвовал в посольстве в Волжскую Булгарию (государство, существовавшее в X–XIII вв. в Среднем Поволжье и бассейне Камы).
В городе Булгар Ибн-Фадлан был свидетелем похорон знатного воина-руса и подробно описал обряд его погребения.
Центральное место в композиции картины занимает украшенная резьбой ладья на бревенчатом помосте. На корме установлен трон, на котором возлежит умерший на ковре в окружении оружия и драгоценных предметом. Он одет в одежды расшитые золотной нитью. На голове у него головной убор отороченный мехом. У его ног девушка, готовая последовать в загробный мир за своим господином. За спиной девушки – старуха с кинжалом («ангел смерти»). Дочери старухи передают жертве напиток «набис».
В нижней части холста, на земле изображены три плакальщицы, трупы жертвенных животных (быка, коней) лежащие на помосте. В центре сидит слепой певец (старик-баян), играющий на струнном инструменте и вооруженные воины.
В левой части полотна процессия скорбящих мужчин и женщин. Процессию возглавляет атлетического сложения мужчин, возможно, ближайший родственник покойного с факелом в руке, который вскоре подожжет ладью.
Г.И.Семирадский работал над картиной в Риме. Кроме «Записок» Ибн-Фадлана он использовал зарисовки предметов, найденных в 1872-1873 гг. археологом Д.Я.Самоквасовым в знаменитом кургане X в. «Черная могила».

Подробнее...

Он (Ибн-Фадлан) сказал: я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль.
И (еще прежде) говорили, что они делают со своими главарями при их смерти (такие) дела, из которых самое меньшее (это) сожжение, так что мне очень хотелось присутствовать при этом, пока (наконец) не дошло до меня (известие) о смерти одного выдающегося мужа из их числа….
… Я прибыл к реке, на которой (находился) его корабль, – и вот он уже вытащен (на берег) и для него поставлены четыре подпорки из дерева… Потом они принесли скамью, и поместили ее на корабле и покрыли ее стегаными матрацами, и парчой византийской, и подушками из парчи византийской, и пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки... И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что она ведьма (?) большая (и толстая), мрачная (суровая). Когда же они прибыли к его могиле… извлекли его (мертвого)… Они надели на него шаровары и гетры, и сапоги, и куртку, и кафтан парчовый с пуговицами из золота, и надели ему на голову шапку (калансуву) из парчи, соболевую. И они понесли его, пока не внесли его в ту палатку (кабину), которая (имеется) на корабле, и посадили его на матрац и подперли его подушками… И принесли хлеба, и мяса, и луку, и бросили его перед ним, и принесли собаку, и разрезали ее на две части, и бросили в корабле. Потом принесли все его оружие и положили его рядом с ним. Потом взяли двух лошадей… разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле, потом привели двух коров (быков) и разрезали их обеих также и бросили их обеих в корабле. Потом доставили петуха и курицу, и убили их, и бросили их обоих в корабле. Когда же пришло время после полудня, в пятницу, привели девушку… Потом подали ей курицу, она же отрезала ее голову и забросила ее (голову). Они взяли (эту)курицу и бросили ее в корабле… И они прошли с ней в направлении к кораблю. И вот она сняла два браслета, бывших на ней, и дала их оба той женщине, которая называется ангел смерти, а она та, которая убьет ее. И она (девушка) сняла два ножных кольца, бывших на ней, и дала их оба тем двум девушкам, которые обе(перед этим) служили ей, а они обе дочери женщины, известной под именем ангела смерти. Потом ее подняли на корабль, но (еще) не ввели ее в палатку (кабину), и пришли мужи, (неся) с собой щиты и деревяшки, и подали ей кубком набид, и вот она пела над ним и выпила его… Потом дан был ей другой кубок, и она взяла его и затянула песню, причем старуха торопила выпить его и войти в палатку, в которой (находится) ее господин. И вот я увидел, что она уже заколебалась, старуха же схватила ее голову и всунула ее (голову) в палатку (кабину) и вошла вместе с ней (девушкой), а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, тогда взволновались бы другие девушки, и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой. Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум (мужам), чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа (в руке) кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время, как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла. Потом подошел ближайший родственник (этого) мертвеца, взял деревяшку и зажег ее у огня, потом пошел задом, затылком к кораблю, а лицом к своим ... пока не зажег сложенного дерева (деревяшек), бывшего под кораблем. Потом подошли люди с деревяшками (кусками дерева для подпалки) и дровами, и с каждым (из них) деревяшка (лучина?), конец которой он перед тем воспламенил, чтобы бросить ее в эти куски дерева (подпал). И принимается огонь за дрова, потом за корабль, потом за палатку, и (за) мужа, и (за) девушку, и (за) все, что в ней (находилось), подул большой, ужасающий ветер, и усилилось пламя огня, и разгорелось неукротимое воспламенение его (огня). И вот, действительно, не прошло и часа, как превратился корабль, и дрова, и девушка, и господин в золу, потом в (мельчайший) пепел. Потом они построили на месте этого корабля, который они вытащили из реки, нечто подобное круглому холму и водрузили в середине его большую деревяшку, написали на ней имя (этого) мужа и имя царя русов и удалились.
Литература:
Исторический музей. Архитектура Интерьеры, М. 2015. С. 104–105
Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу, М.–Л. 1939.
С. 78–83.

Свернуть
1