Музейный комплекс

Ножницы пружинные

Древняя Русь, г. Смоленск
XII–XIII вв.
Железо; ковка
Длина: 12–16,5 см
Поступление в 1984 г. из раскопок Смоленской археологической экспедиции Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова в 1971–1976 гг. под руководством Д.А.Авдусина
Витрина 8

Ножницы, как и ножи, относятся к группе универсальных инструментов, широко применявшихся в Древней Руси в повседневном быту и ремесленном производстве. Конструктивно пружинные ножницы представляют собой два удлиненных, клинообразных стержня – режущих полотна, которые соединены дугообразной пружиной с ножками-рукоятями. Пружинные ножницы существовали одновременно с шарнирными, которые получили преобладание в быту.
Каких-либо хронологических, функциональных и конструктивных различий среди пружинных ножниц не отмечено. Можно лишь предположить туалетное назначение миниатюрных (длина полотна около 30 мм) экземпляров. Ножницы средних размеров, возможно, имели хозяйственное назначение, а большие ножницы, вероятно, использовались ремесленниками (портными, сукновалами).
Для ранних типов (X–XI вв.) пружинных ножниц исследователи выделяют несколько отличительных черт: во-первых, широкие полотна с тупыми (круто закругленными) концами; во-вторых, наличие одной или трех петель с маленькими кольцами на пружинном конце ножниц, что позволяло подвешивать их к поясу или нагрудным украшениями. Однако данные черты не являются твердыми типологическими признаками.

Подробнее...

Типичной технологической схемой изготовления древнерусских ножниц, как пружинных так и шарнирных, являлась свободная горячая ковка, при которой стальные лезвия наваривались на железную основу полотна ножниц.
При этом мастера широко применяли технологию дамаскированного металла, используя ее для создания художественной выразительности полотен ножниц. Путем механического соединения в горячем состоянии полос железа и стали мастер получал металл, на поверхности которого после шлифовки и травления получался узор в виде полос, елочек, ромбов и всевозможных переплетающихся орнаментов. Куски дамаскированного металла вваривались в лезвия ножниц. В итоге получались изделия с очень красивой текстурой материала.
Пружинные ножницы предоставляли также широкие возможности для использования пластинчатых приемов декорирования изделий: применялось кручение стержней рукоятей; линия перехода лезвия в стержень подчеркивалась ступенчатым уступом, либо ей придавался дугообразный вид с небольшим язычком.
Пружинящий стержень в ранних экземплярах нередко декорировался одной или тремя петлями с продетыми в них маленькими кольцами.
Полотна, чаще концы ножниц, декорировали насечками, линейными точечными орнаментами.
К XIV в. массовость и рационализация производства бытовых предметов – ножниц, ножей и пр. – приводят к тому, что они практически утрачивают свой декор и художественное оформление.

Литература: Древняя Русь. Быт и Культура, М., Наука, 1997. С. 17–19

Свернуть
1