Музейный комплекс

Энколпионы — кресты-мощевики

Киев
XI–XII вв.
Медный сплав; литье
Поступление: из имения Ильинское; куплен у П.А.Богданова в 1907 г.; дар Н.Ф.Павловой в 1887 г.
Витрина 1

Энколпион (греч.: носимый на груди) – складной двустворчатый полый крест, исполняющий защитно-охранительную функцию и предназначенный для хранения мощей, частицы Крестного Древа или вторичных реликвий. Обычно их носили поверх одежды. Из-за функциональной принадлежности и конструктивных особенностей в научной литературе энколпионы часто называют «крестами-складнями», «реликвариями», «мощевиками».
Изображения большинства древнерусских энколпионов укладываются в устоявшуюся схему, пришедшую из Византии: на лицевой створке в центре представлено Распятие, на оборотной – Богоматерь. На концах ветвей расположены святые, число и состав которых варьируются. Надписи, сопровождающие изображения, были краткими и содержали имя или монограмму святого. Исключение составляют энколпионы с так называемыми зеркальными расширенными надписями «Святая Богородица, помогай».
Традиционно считается, что кресты-реликварии являются атрибутом духовных лиц. Согласно свидетельствам письменных источников, энколпионы использовали при рукоположении священников. Вместе с тем, археологический контекст находок в погребениях, кладах и жилищах позволяет расширить круг лиц, имевших право ношения мощевиков. Это были представители светских сословий, состоятельные люди, обладатели драгоценных и золототканых украшений, а также ремесленники. Более того, в научной литературе было высказано мнение, что энколпионы могли носить представители всех слоев средневекового общества: от князя до простого мирянина. В качестве подтверждения этой точки зрения часто приводят в пример единственный изобразительный источник, повествующий о статусе владельца. Это изображение мастера Авраама XIV в. на Сигтунских вратах Софийского собора в Новгороде (копия врат находится в этом же зале).

Подробнее...

На территории Европы двустворчатые кресты имеют широкие рамки бытования. Самые ранние экземпляры датируются VI веком. Судя по археологическим находкам на древнерусских памятниках (Гнёздово, Старая Ладога, Рюриково городище и др.), энколпионы появляются на Руси в X в. Первые кресты, вероятно, были привезены побывавшими в святых местах представителями княжеской дружины или паломниками. Активные культурные и торговые связи способствовали широкому распространению нового вида реликвий. Прежде всего, они были связаны с наследованием культа мощей, пришедшего из Византии и других православных стран. Поступавшие на Русь в IX–X вв. энколпионы происходили из Византии или ее провинций, а также Балкано-Дунайского региона. Они послужили эталоном для местных мастеров, довольно быстро сумевших наладить производство мощевиков на Руси. Наряду с собственно русскими типами продолжали бытовать привозные образцы.
В XII – первой половине XIII в. наблюдается период расцвета в использовании древнерусских двустворчатых крестов. Находки производственного характера, связанные с изготовлением энколпионов, немногочисленны. Тем не менее они свидетельствуют о том, что складни производились не только в столичных мастерских. Огромное количество экземпляров различного качества исполнения, широкое употребление литья по оттиску готовых изделий – все это говорит об их изготовлении в мастерских разного уровня. Повсеместное бытование энколпионов характерно и для последующих столетий, традиция их ношения сохранялась до Нового времени.

Литература:
Асташова Н.И., Петрова Л.А., Сарачева Т.Г. Кресты-энколпионы из собрания Государственного исторического музея. М.: РИП-холдинг, 2013

Свернуть
1