Музейный комплекс

Иконостас придела Прохора и Никанора Смоленского собора Новодевичьего монастыря

Федор Зубов с учениками
Россия, г. Москва, Оружейная палата
1685 г.
Дерево, левкас, темпера
103,5 × 75 см
Из Новодевичьего монастыря, в 1976 г.
Открытое хранение 2-3

В Историческом музее хранится уникальный иконостас работы школы царского изографа Фёдора Зубова. В 1685 году по повелению царей Ивана и Петра Алексеевичей он «с товарыщи и ученики» писал иконы для двух приделов собора Смоленской иконы Богоматери Новодевичьего монастыря. Этот монастырь издавна находился под опекой великих московских князей и царей, сначала Рюриковичей, затем Романовых. Иконописцы под руководством Фёдора Зубова написали множество образов для соборного храма, в том числе данный иконостас, который изначально находился в приделе апостолов Прохора и Никанора. Русская церковь почитает этих святых в один день со Смоленской иконой Божьей Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница), в честь которой в 1524–1525 гг. был построен собор. Как и положено, иконостас нёс три ряда (чина) икон: деисусный, праздничный и местный (поклонный). В центре деисусного чина помещена икона «Деисус», на которой изображён Господь Вседержитель с Богородицей и Иоанном Предтечей; справа от «Деисуса» – архангел Гавриил, апостолы Павел и Андрей, слева – архангел Михаил, апостолы Петр и Иоанн Богослов. Праздничный чин иллюстрирует ключевые события из жизни Иисуса Христа: «Благовещение», «Рождество», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Распятие», «Воскресение» и «Троица». В нижнем ряду, или местном чине, по правую сторону от царских врат располагаются образы Спасителя и апостола Прохора, по левую – Богоматери Смоленской и апостола Никанора.

Подробнее...

Иконописец Фёдор Евтихиевич Зубов (?–1689) родился в городе Соль Камская (ныне Соликамск) в семье солеваров и торговцев солью. Его отец служил диаконом в местной церкви Стефана Пермского. Вероятно, юный Фёдор обучался иконописному делу у соликамских мастеров, заказчиками которых выступали богатейшие купцы Строгановы. В основном жил и работал в Великом Устюге. В 1662 году по приглашению царя Алексея Михайловича (1645–1676) иконописец прибыл в Москву и был зачислен в Оружейную палату, войдя в число пяти жалованных царских мастеров с содержанием (наряду с любимцем царя Симоном Ушаковым).
В второй половине XVII века Оружейная палата превратилась в художественный центр России. Царские изографы выполняли заказы не только в Москве, но и по всей стране: писали иконы, расписывали стены и даже работали над книжными миниатюрами и гравюрами. Масштаб их деятельности позволяет говорить о существовании особого «стиля Оружейной палаты», для которого характерно сочетание древнерусских иконописных традиций с новыми сюжетами и формами, заимствованными из западноевропейской книжной миниатюры. Сохраняя старые приемы передачи света и цвета, иконописцы Оружейной палаты стремились сделать лики «живоподобными» в духе Нового времени. Творчество Фёдора Зубова и его учеников служит ярким примером сочетания традиционного иконописного письма с новыми реалистическими приемами.
Болотцева И.П. Новое о творчестве живописца XVII века Федора Евтихиева Зубова // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 4: Произведения русского и зарубежного искусства XVI – н. XVIII века. М., 1984. С. 117–132.
Брюсова В.Г. Фёдор Зубов. М.: Изобразительное искусство, 1985. 208 с.
Забелин И.Е. Материалы для истории русской иконописи // Временник для московского общества истории и древностей российских. Кн. 7. М., 1850. С. 1-128.
Зубов Федор Евтихиев Устюженец // Словарь русских иконописцев XI XVII веков / ред.-сост. Кочетков И.А. М.: Индрик, 2009. С. 250–259.
Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Т. 2: Словарь. М., 1910. С. 104–111.
Шведова М.М. Иконостасы эпохи барокко в Новодевичьем монастыре // ГИМ: Забелинские научные чтения. 1993. Исторический музей – энциклопедия отечественной истории и культуры. М., 1995. С. 256–271

Свернуть
1