Музейный комплекс

Модель 120-пушечного линейного корабля «Великий князь Константин»

Россия
Вторая половина XIX в.
Надпись на кормовой части: "КОНСТАНТИНЪ"
Дерево, ткань, нить, краска, стекло, столярные работы, шитье, вязка такелажа
Масштаб: 1:48. Высота общая: 153 см; длина общая: 232 см; ширина по мидельшпангоуту: 38 см; длина по гондеку: 135 см
Поступление: из Севастопольского отдела Политехнической выставки, 1890 г.
Витрина 13

«Великий князь Константин» – 120-пушечный линейный корабль был заложен в 1850 году, спущен на воду в 1852, в годы Крымской войны (1853–1856) в составе эскадры контр-адмирала Ф.М. Новосильского принял участие в Синопском сражении 18 ноября 1853 года, ставшим последним крупным сражением парусных флотов в морской истории. В этом бою корабль получил тридцать пробоин и повреждения всех мачт. В декабре 1853 года «Великий князь Константин» был поставлен у входа в Южную бухту Севастополя, и до апреля 1854 года на нём держал свой флаг начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов. 28 августа 1855 года корабль был затоплен на Севастопольском рейде при оставлении города гарнизоном.

Подробнее...

Данная модель относится к типу «адмиралтейских», которые должны были точно передавать конструкцию, устройство и вооружение корабля. Модель рангоутная с полным парусным вооружением. По типу парусного вооружения – трехмачтовый корабль со смешанным парусным вооружением, сочетающим прямые и косые паруса. Модель выполнена в масштабе 1:48 (1/4 дюйма на фут реального размера) стандартном для адмиралтейских моделей начиная с XVII века, когда практика постройки таких моделей сложилась в Англии.
Корпус деревянный, наборный со сквозными батарейными палубами, надводная часть окрашена черным с тремя белыми полосами вдоль орудийных палуб, подводная часть окрашена в коричневый цвет, имитирующий медную обшивку. Вдоль батарейных палуб прорезаны орудийные порты с крышками, смонтированными на петлях. Три батарейные палубы – гондек, мидель-дек и опердек. Верхняя открытая батарейная палуба – квартердек и ют в кормовой части. Корма эллиптической формы (система Р. Сеппингса, улучшенная У. Саймондсом). Перо руля подвижно соединено с ахтерштевнем. На уровне мидель дека в кормовой части расположены окна кают-компании, на уровне опер-дека – окна и балконы адмиральской и капитанской кают. Между карнизами под окнами кают-компании расположено название корабля: "КОНСТАНТИНЪ". По бокам кормы расположены две треугольные в плане пристройки в которых располагались офицерские ванные и туалеты. Пилястры и карнизы окрашены красной охрой и вызолочены. Окна – стеклянные. Носовая часть (гальюн) составляет единое целое с корпусом судна (введено Р. Сеппингсом).
Рангоут:
Фок: фок-мачта, фор-стеньга, фор-брам-стеньга. Реи фок-мачты: фока-рей, фор-марса-рей, фор-брам-рей. Марса-лисель-спирты и брам-лисель-спирты. Трисель мачта с гафелем
Грот: грот-мачта, грот-стеньга, грот-брам-стеньга. Реи грот-мачты: грота-рей, грот-марса-рей, грот-брам-рей. Марса-лисель-спирты и брам-лисель-спирты. Трисель мачта с гафелем
Бизань: бизань-мачта, крюйс-стеньга, крюйс-брам-стеньга. Реи бизань мачты: бегин-рей, крюйс-марса-рей, крюйс-брам-рей. Трисель мачта с бизань-гиком и бизань-гафелем.
Мачты оснащены салингами и марсовыми площадками.
Нос: бушприт, утлегарь, бом-утлегарь, блинда-рей, мартин-гик.
Стоячий такелаж: штаги (частично были утрачены и реставрированы), ванты (ванты, стень-ванты, брам-ванты, контр-ванты на марсах), топенанты реев.
Бегучий такелаж представлен частично, либо сохранился не полностью. Реи фок- и грот-мачт оснащены пертами и блоками (до брам-реев), имеются частично брасы и гитовы. Частично охранился бегучий такелаж контр-бизани.
Паруса:
Фок-мачта: Фок (1 рифовый бант), фор-марсель (4 рифовых банта), фор-брамсель (1 рифовый бант), фор-бом-брамсель
Грот-мачта: Грот (1 рифовый бант), грот-марсель (3 рифовых банта), грот-брамсель (1 рифовый бант), грот-бом-брамсель
Бизань-мачта: крюйс-брамсель (3 рифовых банта), крюйс-брамсель (1 рифовый бант), крюйс-бом-брамсель, контр-бизань.
Нос: три косых паруса – фор-стаксель, кливер, бом кливер
Якоря: в носовой части четыре становых якоря – (адмиралтейские якоря системы Паркера с деревянным штоком).
Флаги: кормовой Андреевский флаг на контр-бизани.
"Великий князь Константин" – 120-ти пушечный линейный корабль* типа "Двенадцать апостолов". Построен в Спасском адмиралтействе г. Николаева корабельным мастером капитаном С.И. Чернявским. Первый из кораблей этой серии – "Двенадцать апостолов" был заложен на Николаевской верфи в 1838 г. и спущен на воду в 1841 г. Проектные работы были выполнены начальником Николаевского корпуса корабельных инженеров полковником Д.И. Воробьевым. Строительство велось М.П. Чернявским под руководством адмирала М.П. Лазарева. Поскольку М.П. Лазарев и С.И. Чернявский были сторонниками английской системы судостроения, то в конструкции были применены все усовершенствования, которые применялись на английских верфях в первой трети XIX в. Основным прототипом являлся "HMS Queen" корабль типа "Новая Каледония", который уже в процессе постройки был перебран заново сарваером флота Уильямом Саймондсом, который изобрел новую систему крепления трюма - деревянный диагональный набор был почти полностью заменен железным. Также У. Саймондс ввел ряд других улучшений, в т.ч. эллиптическую форму кормы, что значительно улучшало технические характеристики судна.
"На постройку «Двенадцати Апостолов» пошло 353 кубич. фута дубового леса, 100 кубич. футов соснового леса, 1800 пудов гвоздей, 4000 пудов меди, 14 000 пудов железа, 300 штук железных виловатых книц, 700 пудов орехового дерева, 5300 штук медных обшивочных листов, 180 пудов конопляного масла, 120 пудов мела, 30 пудов сала, 1200 пудов жидкой смолы, 400 пудов густой смолы. Было задействовано 520 человек мастеровых — плотников, пильщиков, кузнецов, столяров, конопатчиков и рабочих других специальностей. Смета на материалы составила 699777 руб. 30 копеек". (Гребенщикова Г.А. Линейный корабль "Двенадцать апостолов". – М., 2016).

Свернуть
1