Музейный комплекс

«Изборник Святослава»

Писец – дьяк Иоанн
Киев
1073 г.
Пергамен, чернила, киноварь, доски, кожа, темпера; устав, темперная живопись
33,6 х 24,7 х 11 см
Поступление: из Синодальной библиотеки, в 1920 г.
Витрина 12

«Изборник» – один из семи точно датированных древнерусских памятников письменности XI века, дошедший до наших дней. Был обнаружен в 1817 году в библиотеке Воскресенского монастыря под Москвой (ныне город Истра, Новоиерусалимский монастырь) археографической экспедицией П.М. Строева и К.Ф. Калайдовича. Находка этой древней рукописи стало крупным событием в отечественной науке. С самого момента своего открытия «Изборник» стал предметом пристального изучения ученым, что объясняется необычностью памятника, как по его содержанию, так и по его художественному оформлению. «Изборник Святослава» содержит тексты разных авторов от Аристотеля до первых «отцов церкви» и византийского историка патриарха Никифора (IX век). Рукопись уникальна – это своего рода энциклопедический сборник, в который входят статьи: богословско-догматические, морально-этические, исторические, литературно-теоретические и календарные. Исследователями было установлено, что «Изборник» был списан с древней болгарской рукописи, принадлежавшей болгарскому царю Симеону, которая восходит к греческому протографу (893–927), по заказу старшего сына Ярослава Мудрого – киевского князя Изяслава. В результате великокняжеских распрей «Изборник» попал в руки нового киевского князя Святослава, брата Изяслава. Захватив рукопись, князь Святослав заказал художнику две миниатюры с изображением своей семьи – «Семьи Святослава» и «Спаса на престоле». Эти миниатюры по его приказу были вставлены в начале текса «Изборника». Первую выходную миниатюру с изображением князя Святослав с княгиней и сыновьями историки искусства называют «первым русским светским портретом».

Подробнее...

Кроме двух первых миниатюр рукопись имеет богатейший декор, восходящий к византийским иллюминированным памятникам IX–X веков. Она украшена четырьмя архитектурными фронтисписами (рисунок, размещаемый на одном развороте с титулом на чётной полосе), заставками (орнаментальная тематическая композиция, предназначенная для выделения или украшения начала главы, раздела) и инициалами (заглавными буквами). Роскошные четыре фронтисписа выполнены в византийском стиле «эмальерного» типа в виде храмов в разрезе, в портале изображены святители – «собор святых отцов» – авторов текстов Изборника. Орнамент в золоте мельчайшего рисунка – крестики, жемчужины, византийская ветка, цветок крина – по краям рисунка павлины, куропатки, львы, зайцы. В рукописи на листе 2 (оборот) помещена «Похвала князю Святославу», написанная золотом в красочной заставке-рамке. В разделе «календарных» систем на полях нарисованы 12 знаков зодиака в киноварном очерке, в легкой темперной раскраске.
В конце рукописи на листе 263 (оборот) помещено послесловие о написании рукописи. Из него мы узнаем имя писца рукописи «дьяка Иоанна» и дату написания 6581 (1073 год), а также имя заказчика (имя заказчика написано по стертому, о чем говорит нарушенный слой пергамента) – киевского князя Святослава Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Свернуть
1