Музейный комплекс

Восковые свечи и нательный крест – комплекс предметов из женского погребения

Гнёздово (Смоленская обл.)
Вторая половина X в.
Дружинная культура
Воск; лепка. Серебро; чеканка, ковка
Свечи: 28,8 х 2,8 см; 31,8 х 3,1 см; нательный крест: 3,2 х 4,2 см
Поступление: переданы с кафедры археологии исторического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, в 2009 г.
Витрина 19

Свечи имеют цилиндрическую форму, сделаны из свернутой восковой пластины, края которой плотно прижаты встык. Свечи из Гнёздова имеют длину около 30 см, диаметр – до 3 см. По отпечаткам внутри канала видно, что свечи имели фитиль из нескольких перекрученных нитей.

Крест из Гнёздова вырезан из тонкого листа серебра. Украшен пуансонным орнаментом вдоль края, имеет приклепанное ушко (для подвеса). Орнамент наносился зубчатым колесиком или пуансоном, позволяющим нанести узор из мелких кружочков. Сам по себе пуансонный орнамент мог быть имитацией зерни/зерненного орнамента (более сложная техника – напаивание мелких шариков на поверхность). В центре средокрестия и на ветвях – изображение крестов.

Комплекс свечей и нательного креста из кургана Ц-301 уникален, он относится к редкой категории христианских погребений середины – второй половины Х века на территории Древней Руси и свидетельствует о начале распространения христианства до официального крещения Руси в 988 году. Появление христиан в составе древнерусской дружины уже зафиксировано текстом договора Руси с Византией 944 года, в котором говорится, что «христиан русских приводили к присяге в церкви Святого Ильи… так как много было христиан-варягов и хазар». Христианство проникало на Русь через дружинников-скандинавов, знакомившихся с новой религией и частично воспринявших ее во время своих походов на Запад и в Византию.

Подробнее...

Обращает на себя внимание, что среди погребений с христианскими символами преобладают женские скандинавские погребения (это если рассматривать все известные случаи обнаружения подобных предметов), которые принято в историографии относить к «культуре дружинных курганов» – погребения элиты общества.
Подобные погребения конца X или начала XI века известны в Тимерёве, Гнёздове, Киеве, Владимирских курганах.
Стоит также отметить и такую особенность, что в составе погребального инвентаря древнерусских погребений со свечами и крестиками обнаружены сосуды с заупокойной пищей, предметы вооружения и личного убора умершего, также встречаются парные погребения. То есть в обряде объединялись новые культовые символы (христианские) и старые языческие традиции.
Похожая ситуация складывается и в Скандинавии, в частности в Бирке (Швеция). Западные археологи отмечают двойственный характер женских погребений с крестиками (сохранение языческих традиций), что отражает «неполное крещение», которое упоминается в сагах.
На экспозиции представлены «раннехристианские памятники» из четырех погребений, в которых найдены свечи, крестовидные привески и сосуд с налепом в виде креста. Это курган Ц-301 из Гнездова (свечи и крестик), курган 100 из Тимерёва (восковая свеча), курган 457 из Тимерёва (литой крест «скандинавского типа»), курган 430 из Тимерева (сосуд с налепом крестом).

Свернуть
1