Музейный комплекс

Глиняные звериные лапы и кольца – предметы погребального обряда

Михайловское, Петровское, Тимерёво (Ярославская обл.)
Вторая половина X в.
Дружинная культура
Глина; лепка, обжиг
Кольца: диаметр от 12 до 17 см; звериные лапы: 13,7 х 7,8 см
Поступление: из Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в 1961 г.; из раскопок археологической экспедиции Государственного Исторического музея в 1960, 1962, 1963, 1976 гг.
Витрина 19

Лапы и кольца вылеплены из грубой глины, плохо обожжены. Изготавливались исключительно для погребения и не использовались в повседневном быту. На территории Руси обнаружено 80 лап и 110 колец. Наибольшее количество происходит из Ярославских курганов (более 70 лап). Практически все захоронения в Ярославских курганах совершены по обряду трупосожжения (кремации), среди которых преобладали женские погребения, не содержащие воинского снаряжения, за исключением стрел (в большинстве случаев в захоронениях с лапами и кольцами обнаружено не более одной стрелы). Глиняные лапы и кольца, бесспорно, можно отнести к уникальным находкам, обнаруженным в могильниках Ярославского Поволжья Х–XI веков. За пределами Руси глиняные лапы известны еще на Аландских островах (автономия в составе Финляндии, находятся в Балтийском море, к западу от Скандинавского полуострова, при входе в Ботнический залив). Находки, сделанные в могильниках островов, демонстрируют, что традиция изготовления глиняных лап появилась здесь задолго до появления Тимеревского, Петровского и Михайловского некрополей – в конце VII века. Появление лап в древнерусских захоронениях Х века является свидетельством миграции части населения Аландских островов в Ярославское Поволжье.

Подробнее...

Долгое время в научной литературе обсуждался вопрос тотемного животного, культ которого отражен в погребениях с глиняными звериными лапами.
Отечественные исследователи выдвинули предположение о культе медведя, бытующем у славян. Но учитывая, что аландские комплексы более ранние, со временем были приняты убедительные аргументы о существовании культа бобра у охотников Ярославского Поволжья в X веке, который был привнесен выходцами с Аландских островов.
Глиняные кольца, в отличие от глиняных бобровых лап, являются исключительным признаком погребений северо-восточного региона Древней Руси (найдены только в Ярославском Поволжье и Владимирских курганах). Безусловно, уже этот факт указывает на то, что данный культ сложился именно на территории Ярославского Поволжья. Но случаи совместного обнаружения колец и лап, а также единые признаки погребальной обрядности и набора инвентаря свидетельствуют о том, что формировался он среди того же населения, которое хоронило своих умерших с глиняными бобровыми лапами. Этот обряд мог сложиться под воздействием скандинавов, совместно с которыми происходило переселение и проживание аландцев в северо-восточном регионе Руси. Можно предположить, что глиняные кольца являются имитацией гривны, но гривны – не подношения тотемному зверю, а символом круга жизни и т.д.
Тимерёвский, Михайловский, Петровский курганные могильники – самые известные курганные группы на Верхней Волге, которые относятся к периоду образования древнерусского государства в X веке. Некрополи расположены в радиусе 10–12 километрах от города Ярославля. В научной литературе эти археологические памятники, изучение которых продолжается уже более 120 лет, вошли под общим названием «Курганы Ярославского Поволжья».
Рядом с Тимерёвской и Михайловской курганными группами были обнаружены одновременные (синхронные) поселения, примыкающие вплотную к курганам. Все три археологических комплекса являются важными источниками при решении проблем, связанных с образованием Древнерусского государства, его социальной структурой, заселением района Верхней Волги, а также занятиями и религиозными представлениями местного населения в прошлом.
«Расцвет» функционирования поселений и курганных групп приходится на середину – вторую половину X века. По своему составу население, оставившее ярославские курганы было полиэтничным: местные финны – меряне; выходцы с Аландских островов и Скандинавского полуострова; со второй половины X века начинается активное проникновение славянских племен (кривичей и словен новгородских), в дальнейшем составивших ядро зарождающейся древнерусской народности в северо-восточной Руси.
Освоение верховьев Волги в конце IX – X веке выходцами из Скандинавии и Аландских островов было связано с торговым путем по Волге, который связывал страны Северной Европы с арабскими странами, а также пушным промыслом, в частности добывали бобровые шкуры, которые очень ценились на Востоке. Славянская колонизация региона имела иной – земледельческий характер.

Свернуть
1