Музейный комплекс

Жезл машиниста системы Вэбба-Томпсона

Россия
Конец XIX в.
Надписи на жезле: «Жезлъ С.»; «ПЛЗЛНХЛ – пост»
Сталь, латунь; оцинковка
58,5 х 4,5 см
Поступление: Восточносибирская экспедиция ГИМ, 1956 г.
Витрина 13

Жезловая система регулирования движения поездов, во избежание их столкновения на однопутных дорогах, была предложена в 1849 году английским инженером Генри Уудгоузоном. Позже эта система стала электрожезловой.

Машинист поезда получал жезл с надписью пунктов движения, который извлекался из электрожезлового аппарата путем поворачивания кодовых замков. Два одинаковых аппарата, соединенных между собой проводами, устанавливались на станциях, ограничивающих перегон. До тех пор, пока перевезённый машинистом жезл не был помещён в электрожезловой аппарат станции приёма, система оставалась заблокированной, что, соответственно, являлось сигналом о невозможности движения поезда на этом участке. Для каждого перегона предназначались разные жезлы с определенной формой колец, порядковым номером и серией, что исключало возможность использования жезлов с другого перегона.
В конце XIX – начале XX века в России применялись английские электрожезловые аппараты системы Вэбба-Томпсона.

1