Музейный комплекс

Пайцза хана Узбека

Золотая Орда
1312–1341 гг.
Позолоченная надпись выполнена на монгольском языке уйгурским письмом: «ВЕЧНОГО НЕБА СИЛОЮ, ВЕЛИКИМ СОИЗВОЛЕНИЕМ И МОГУЩЕСТВОМ [ЕГО], УЗБЕКА ПОВЕЛЕНИЮ КОТОРЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ПОВИНУЕТСЯ, [ТОТ] ПРОСТУПИТСЯ, УМРЕТ».
Серебро; литье, ковка, гравировка, золочение
28,2 х 8,8 см
Поступление: куплена П.И. Щукиным на Нижегородской ярмарке в начале XX в.
Витрина 9

Пайцза, или пайдза, в переводе с китайского означает «табличка», «дощечка». Полное монгольское название – «золотая дощечка с головой тигра», представляет собой кальку с китайского ху-фу – «тигровая бирка».
Монголы заимствовали их у китайцев. Особенно широко они использовались при монгольско-китайской династии Юань (1280–1367).
Пайцзы были золотыми, серебряными с позолотой, бронзовыми, чугунными и даже деревянными. Могли быть наградные, выдававшиеся за заслуги, и подорожные – для лиц, выполнявших особые поручения ханского дома, служила охранным пропуском при проезде по обширной территории империи.

Подробнее...

Известный венецианский путешественник Марко Поло, находившийся на службе у монгольского хана Хубилая (1260–1294) и в течение многих лет наблюдавший порядки и обычаи придворной жизни, в своих записках упоминал не только наградные пайцзы, но и подорожные. Он же подробно рассказывал об иерархии пайцз, подчеркивавших строгую вертикаль власти в Монгольской империи. Сотник имел серебряную пайцзу, тысячник – золотую или позолоченную серебряную, темник – золотую с львиной головой, а «У ТОГО, КТО ПОСТАВЛЕН НАД СТА ТЫСЯЧАМИ ИЛИ НАЧАЛЬСТВУЕТ ГЛАВНЫМ, БОЛЬШИМ ВОЙСКОМ» – пайцза золотая с изображением льва в нижней части, солнца и луны – сверху.

Пайцза хана Узбека – уникальна. Это одна из пяти самых известных золотоордынских пайцз, содержащих в надписях имена ханов династии Джучидов. Имеет форму продолговатой пластины с небольшим утолщением по краю и отверстием, выделенным валиком. Отверстие предназначалось для крепления ремешка, с помощью которого она подвешивалась к поясу или вешалась на шею. Позолоченная надпись на пайцзе выполнена на монгольском языке уйгурским письмом, получившем распространение в монгольской среде после 1204 года: «ВЕЧНОГО НЕБА СИЛОЮ, ВЕЛИКИМ СОИЗВОЛЕНИЕМ И МОГУЩЕСТВОМ [ЕГО], УЗБЕКА ПОВЕЛЕНИЮ КОТОРЫЙ ЧЕЛОВЕК НЕ ПОВИНУЕТСЯ, [ТОТ] ПРОСТУПИТСЯ, УМРЕТ».

На лицевой стороне выгравировано изображение солнца в виде восьмилепестковой розетки, а на обороте – луна в виде маленького кружка. Подобные изображения солнца и луны известны из описаний современников. Знаменитый персидский ученый-историк Рашид-ад-дин упоминает о луне, говоря о выдаче пайцз: «ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ГОНЦОВ, ЕДУЩИХ НА ЯМСКИХ КУРЬЕРСКИХ ЛОШАДЯХ, ТО ДЛЯ НИХ (ГОСУДАРЬ) ОПРЕДЕЛИЛ ПРОДОЛГОВАТУЮ ПАЙЦЗУ И НА ЕЕ КОНЦЕ СДЕЛАЛИ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛУНЫ».

Узбек – хан Золотой Орды в 1312–1341 годах. При нем Золотая Орда вступила в период наивысшего могущества. Период его правления отмечен принятием ислама, культурным подъемом, активным городским строительством. При Узбеке в 1330-е годы была построена новая столица Золотой Орды – Сарай аль-Джедид (Сарай Берке или Новый Сарай).

Джучиды – ветвь династии Чингизидов, представители которой правили в XIII–XVIII веках в различных государствах и политических образованиях в Восточной Европе, Западной Сибири и Центральной Азии. Родоначальник Джучидов – старший сын Чингисхана Джучи (ок. 1184 – ок. 1227). Наследственные земли его потомков – Улус Джучи (с 1224) – в отечественной историографии известны как Золотая Орда.

Свернуть
1