Музейный комплекс

Сани маскарадные

Россия
Вторая четверть XVIII в.
Дерево, левкас, темпера, лак, металл, бархат, тесьма, лен, шелковые нити; столярная работа, резьба, роспись, золочение, слесарная работа, ковка, ткачество, вышивка
166,0 х 194,0 х 120,0 см
Поступление: из Музея мебели, 1926 г.
Открытое хранение

Маскарадные сани – обязательный атрибут популярного в XVIII веке развлечения высших слоев русского общества. В ходе святочных и масленичных гуляний императорским двором обычно организовывались торжественные костюмированные шествия и катания. Для этих выездов и изготавливались специальные экипажи – маскарадные сани.
Нередко такие выезды объединяла особая тематика, иногда связанная с конкретной политической или общественной ситуацией. Строительство маскарадных саней поручалось лучшим мастерам и художникам того времени. Эти экипажи должны были быть не только безопасными и удобными в управлении, но и свидетельствовать об утонченном вкусе и богатстве своих седоков. Кортежи саней с дамами и кавалерами в масках двигались по центральным улицам города; пассажиры демонстрировали друг другу и пешим горожанам, толпившимся вокруг, изысканность нарядов и красоту своих экипажей.

Подробнее...

Маскарадные сани с кузовом в виде плывущего лебедя – уникальный образец подобных экипажей. Он был создан для придворных увеселений последних лет царствования императрицы Анны Иоанновны (1730–1740).
Сани украшены причудливой резьбой и разноцветной росписью. Фигурки путти прихотливо размещены художником по корпусу саней, некоторые из них изображены играющими на рожках. Иконографическим источником этой композиции послужила эмблема «Купидон с трубою и другие, на лебедях плавающие и сражающиеся», опубликованная на страницах издания «Символы и эмблемата». Совокупность всех декоративных элементов в убранстве экипажа, включая форму кузова, представляет единую художественную композицию, которая объединяется и вполне понятным современникам смыслом. Он сформулирован в девизе к эмблеме: «Надлежит уступить любви». Семантика убранства памятника согласуется с тематикой многих празднеств и увеселений первой половины XVIII столетия, являвшихся примером куртуазности русской придворной культуры эпохи.

Свернуть
1