Музейный комплекс

Денежно-вещевой клад из Гнёздова

Гнёздово (Смоленская обл.)
Вторая половина X в.
Дружинная культура
Надписи: на одной из монетовидных подвесок процарапаны две черточки, образующие Т-образный знак (интерпретируется как знак (руна) скандинавского бога Тора)
Серебро, железо, медный сплав, стекло, сердолик, хрусталь; зернение, литье.
Поступление: из Смоленской археологической экспедиции Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова
Витрина 18

Всего в состав клада входит 395 предметов: многочисленные серебряные женские украшения (серьги, височные кольца, лунницы, подвески, пуговицы), весовые гирьки для взвешивания серебра, арабские монеты-дирхемы. К некоторым из монет припаяно ушко – их использовали как подвески-украшения. Клад содержал более 200 бусин выполненных из стекла, хрусталя и сердолика. Все вещи были плотно уложены, и вероятно, завернуты в бересту, от которой сохранилось несколько обрывков. Были также обнаружены маленькие фрагменты кожи (остатки сумки?), а на некоторых из монет – отпечатки текстиля. Сверху в сверток был воткнут нож – сохранился нижний конец острия клинка в вертикальном положении.
Клад обнаружили в неглубокой яме при археологических раскопках комплекса жилых и хозяйственных сооружений на селище (неукрепленном поселении) к востоку от Центрального городища (укрепленного поселения).
Вопрос о причинах сокрытия клада и его владельцах чрезвычайно труден. Место нахождения клада в пределах наземной постройки не позволяет его считать ритуальным. В его составе нет лома, обломков украшений, слитков или проволоки (вещей заготовок, вещей для переплавки) – клад нельзя отнести к запасам ювелирного сырья. Скорее всего, эти ценные для владельцев предметы были спрятаны ввиду грозящей опасности. Нож, вероятно, мог служить оберегом клада.
На основании аналогий и с учетом состава монет клад можно датировать 50-ми годами X века.

Подробнее...

Гнёздово (Гнёздовский археологический комплекс), один из наиболее крупных торгово-ремесленных раннегородских центров Древней Руси, является предшественником исторического Смоленска – столицы древнерусского княжества XII–XIII веков.
Гнёздовский археологический комплекс расположен в 13 км от современного Смоленска. В его состав входят несколько археологических памятников на обоих берегах Днепра: 1. Центральное городище и селище при впадении в Днепр реки Свинец; 2. Ольшанское городище и селище при впадении в Днепр реки Ольши; 3. Восемь курганных групп на обоих берегах Днепра: Центральная, Лесная, Глущенковская, Левобережная, Днепровская, Ольшанская, Заольшанская, Нивленская.
Первое описание курганных групп и городища на Днепре впервые было сделано в начале XX века В.И. Сизовым. В 20-е годы XX столетия в курганных группах насчитывалось около 4500 курганных насыпей.
Изучение Гнёздова, в первую очередь курганов, началось в 1874 году после обнаружения здесь одного из богатейших древнерусских кладов.
После продолжительного исследования Гнёздовского комплекса дискуссии вокруг исторической интерпретации памятника, его хронологии, характере и политическом статусе на период существования продолжаются.
Некоторые исследователи полагают, что Гнёздово – это пункт по контролю над волоками (волок – участок между двумя судоходными реками, через который перетаскивали судно «волоком» для продолжения пути) с Днепра на Двину, «открытое торгово-ремесленное поселение» с непостоянным составом населения, «приливы и отливы» которого связаны с обслуживанием водной коммуникации: перемещением купцов и воинских отрядов по Днепру, а также функционированием торжища.
Согласно другой точке зрения, Гнёздово – один из пунктов общегосударственных поселений во главе с Киевом, погост, связанный с административно-фискальной деятельностью дружины великого князя – полюдьем. Обширный некрополь этого памятника интерпретируется как дружинное кладбище. Население Гнёздова помимо дружинников состояло из ремесленников и земледельцев, служивших в княжеских угодьях. Не отрицая значительной роли ремесла и торговли в жизни поселения, сторонники этой идеи полагают, что его кузнечное и ювелирное производства были ориентированы, прежде всего, на потребности дружины, включая изготовление дорогих вещей, призванных украсить быт дружинных верхов.
Согласно третьей концепции, Гнёздово – раннегородской центр периода становления Древнерусского государства с развитыми торгово-ремесленными функциями, стабильной демографической ситуацией и очевидной дифференциацией населения. Судя по материалам курганных погребений и поселений, гнёздовское общество включало в себя группы людей, связанных с воинской службой, дальней и ближней торговлей, ремеслом и сельскохозяйственной деятельностью. В Гнёздове существовала аристократическая верхушка – хорошо вооруженные воины, в большинстве своем скандинавского происхождения.
Самые поздние погребения Гнёздовского некрополя датируются последней четвертью X – рубежом X–XI веков.
Закат Гнёздова во многом связан с постепенным прекращением импорта арабских серебряных монет в конце X века. Одновременное укрепление власти киевских князей в конце X – начале XI веков сократило приток скандинавов на Русь и изменило их положение: во времена Владимира и Ярослава они служили воинами-наемниками в дружине великого князя. Не исключено, что одним из факторов упадка Гнёздова стало изменение климата в регионе, начиная с XI века, он становится более влажным, возобновляются регулярные паводки (поднятие уровня воды в результате быстрого таяния снега или ливней) в пойме Днепра.

Свернуть
1

Коллекции