Музейный комплекс

Зал 10. Удельный период Руси.XII в. – первая половина XIII в.

Время с начала XII века до монгольского нашествия в XIII веке принято называть удельным периодом или периодом политической раздробленности Руси. Рост могущества отдельных княжеств стал одной из многочисленных причин возникавших княжеских усобиц. В 1097 году после ожесточенной борьбы за власть съезд князей в городе Любече принял судьбоносное решение: «Каждо да держит отчину свою», что означало возможность наследование земель отца сыном.
К началу XII века сложились полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, где правили местные династии: Киевское, Черниговское, Ростово-Суздальское (или Владимиро-Суздальское), Смоленское, Тмутораканское и другие.
Единственным крупным центром, где отсутствовала собственная княжеская династия, был Новгород, превратившийся в торговую феодальную республику. Власть князя в Новгородской республике была сильно ограничена народным собранием (вече): князь не имел права собирать дань, что позволило боярству скопить в своих руках значительные богатства.
В середине XI века у границ Руси появляются половцы. На протяжении двух столетий они, оставаясь близкими соседями, выступали то непримиримыми врагами Руси, то союзниками русских князей в их междоусобных войнах.
Главным занятием половцев было скотоводство, вследствие чего они кочевали с одного места на другое. Помимо скотоводства война и охота в значительной степени определяли их экономику, социальный строй и быт.
Половцы были язычниками, поклонялись солнцу, луне, верили в волшебные свойства рек и т.д. Широкое распространение половецких каменных изваяний, получивших название «половецких баб», свидетельствует также о важной составляющей их религиозных мировоззрений – культе предков.
Русские князья неоднократно организовывали походы против половцев, забывая о распрях и объединяясь для достойного отпора врагу. Знаменитый призыв автора «Слова о полку Игореве» – «загородите полю ворота», обращенный к русским князьям, оставался злободневным до середины XIII века.

Показать на плане
1
Интерьер

Источником богатого скульптурного и живописного убранства зала стали выдающиеся памятники каменного зодчества древнего Владимира – Дмитриевский и Успенский соборы.
Над одним из порталов помещен слепок с рельефа «Царь Давид на троне»; над другим – сцена «Вознесение Александра Македонского». На рельефной композиции в простенке между окнами изображен князь Всеволод Большое Гнездо (князь владимирский 1176–1212), восседающий на троне с сыном Дмитрием на коленях, в окружении других сыновей. Стены круглого зала декорированы рельефами с фасадов Дмитриевского собора с изображениями святых, деревьев, птиц, мифических существ, символизирующих силы природы.
Живопись купольного свода, расписные «полотенца» на стенах и рисунок мозаичного пола повторяют орнаменты уникальных фресок владимирского Успенского собора.

Подробнее...
Свернуть