Музейный комплекс

Зал 11. Культура Древней Руси. IX – первая половина XIII в.

В X–XI веке на Руси происходят качественные изменения в развитии культуры. Принятие христианства в 988 году придало мощный импульс этому процессу. Культура города, формировавшаяся в это время, впитала в себя как новые идеи, принесенные извне, так и старые, еще языческие традиции и верования.
Из Византии на Русь пришли многочисленные техники ювелирного мастерства, которые были освоены и переработаны местными мастерами. После принятия христианства на Руси началось каменное строительство. Выдающиеся памятники древнерусской архитектуры соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире стали символами эпохи.
С христианизацией Руси связано также широкое распространение письменности. Многочисленные храмы и княжие дворы становили очагами, распространявшими «книжность» и образование, местом создания первых литературных памятников.
Яркими образцами декоративно-прикладного искусства Древней Руси являются многочисленные клады, сокрытые накануне и во время нашествия хана Батыя в 1237–1241 годах. Они представляют собой наборы украшений знати, спрятанные во время опасности. Литье и чеканка, ковка и штамповка, чернение и золочение, филигрань и эмаль были хорошо знакомы русским мастерам и позволяли им создавать изумительные образцы высокохудожественных изделий.
В XII – первой половине XIII века на Руси возникли многие местные центры материальной и духовной культуры, отличающиеся региональными особенностями. В то же время культура княжеств оставалась общерусской, и в ее произведениях было особенно заметно сознание единства Русской земли.

Показать на плане
1
Интерьер

Основой оформления зала стало декоративное убранство Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Древнейший храм Владимиро-Суздальской земли был возведен в 1230–1234 годах князем Святославом, сыном князя Всеволода Большое Гнездо. Георгиевский собор – единственный в своем роде: на его фасад помещены 450 рельефов. Все скульптурные детали, сплошным ковром покрывающие стены храма, расположены в хаотичном порядке – изображения святых, воинов, зверей, птиц, львов, грифонов, драконов и других фантастических существ, олицетворяющих силы природы, образуют загадочную мозаику, а рядом – стилизованное изображение древа жизни.
У собора непростая история. Известно, что по окончании строительства он был украшен белокаменной резьбой снизу доверху, но в 1460-х годах здание обрушилось, «рассыпалась» и стройная система декоративного убранства. Когда собор восстановили, он оказался вдвое ниже – часть каменных блоков исчезла, а сохранившиеся рельефы установили не на «свои» места.
Слева от входа почти в натуральную величину воспроизведен южный портал храма, над которым изображена Богоматерь «Оранта» – «нерушимая стена», защита. На полуколоннах – медальоны с небесными покровителями владимиро-суздальских князей и маски, символизирующие «гридню» - дружинников князя.
Над декоративным порталом, ведущим в зал № 12, помещен слепок так называемого Святославова креста из Георгиевского собора. Согласно преданию, в 1224 году князь Святослав Всеволодович собственноручно высек каменный крест в память о чудесном спасении во время сильной бури, которая обрушилась на его ладьи, возвращавшиеся из победного похода в Волжскую Булгарию.
Роспись свода и узор мозаичного пола зала копируют орнаменты фресок владимирского Успенского собора (в 1937 году живопись была забелена, в конце 1990-х годов – отреставрирована).
В зале также представлена изготовленная в 1880-х годах копия южных врат Рождественского собора в Суздале. Подлинные врата (1220–1240-е) из медных пластин, украшенные клеймами в технике горячей золотой наводки, – выдающееся произведение древнерусского прикладного искусства.

Подробнее...
Свернуть