Музейный комплекс

Зал 18. «Государев двор» и органы управления Российского государства XVI – XVII вв.

В XVI–XVII столетиях в России окончательно утвердилась самодержавная власть великих князей Московских и царей Российских. Крупнейшим политическим событием эпохи, закрепившим традиции единодержавия, стало принятие в 1547 году великим князем Иваном IV царского титула и образование Российского царства. Династический, экономический и тяжелейший внутриполитический кризисы начала XVII века поставили страну на край гибели. Эти годы вошли в историю России как Смутное время.
Избрание на российский трон Михаила Федоровича Романова (1596–1645), восстановление государственности, утверждение династии и реформы царя Алексея Михайловича Романова (1629–1676) способствовали формированию Российского царства как абсолютной монархии с верховной властью царя-самодержца и органами централизованного государственного управления – Боярской Думой и приказами в Москве и властью назначенных из Москвы воевод на местах.
«Государев двор», в центре которого стояла персона государя, состоял из думных чинов (заседавших в Боярской думе бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков), дворцовых чинов (стольников, постельничих, стряпчих и других) и дворян московских. Из этого круга служилой аристократии назначали высшие командные должности в армии, им доверяли руководство органами государственного управления в Москве и городах, они возглавляли дипломатические миссии и состояли на придворной службе.
XVI–XVII века – это время формирования и расцвета приказной системы управления. Центральные правительственные учреждения – приказы – «ведали» разными отраслями жизни государства. Штаты приказов формировались из неродовитых дьяков и подьячих, а во главе них стояли чины государева двора. Приказные чины, дослужившиеся до высших должностей, в свою очередь, пополняли элиту дворянского класса, оказывая все возрастающее влияние на судьбы России в целом.
Роскошь «государева двора», пышный церемониал, сопровождавший ежедневную жизнь монарха, были призваны подчеркнуть величие российских царей, святость и незыблемость устоев самодержавной власти «государей всея Руси».

Показать на плане
1
Интерьер

Один из самых красивых залов Исторического музея был задуман как центральный из трех залов, посвященных правлению Ивана Грозного. Не случайно в его декоративном убранстве, выполненном в 1898–1903 годах скульптором И.И. Севрюгиным и артелью художников под началом Н.М. Софонова, были использованы элементы архитектурного декора и прикладного искусства XVI века.
Высокий коробовый свод как будто покрыт «червонным золотом», по золотому фону восковыми красками нанесен тонкий растительный орнамент, напоминающий изящный сканный узор на ювелирных изделиях XVI века. Лепной карниз, проходящий по периметру стен, повторяет декоративные элементы одной из глав Покровского собора (храма Василия Блаженного), построенного в 1555–1561 годах как памятник победы над Казанским ханством. Образцом для оформления арочных входов с прямоугольным обрамлением послужили порталы юго-западной площадки храма. Над входами помещены рельефные изображения двуглавых орлов, выполненные на основе рисунка Малой государственной печати царя Ивана IV Грозного. В росписи над карнизом можно увидеть ветви цветущей смоковницы – библейского дерева, символизирующего мир и благосостояние. Изображение сказочных птиц-дев Сирина и Алконоста, восседающих на ветвях райского дерева, часто использовали для украшения бытовых предметов – шедевров прикладного искусства.
В 1936–1937 годах, в связи с открытием новой экспозиции Исторического музея, была проведена масштабная реконструкция его залов. Уникальные росписи были забелены, архитектурные детали интерьеров частично разрушены. Восстановить их удалось во время реставрационных работ 1990-х годов.

Подробнее...
Свернуть