Музейный комплекс

Зал 19. Русская православная церковь в XVI – XVII вв.

Образование единого государства сопровождалось обретением автокефалии Русской православной церкви. Началом этого процесса стало избрание в 1448 году предстоятеля русской митрополии Собором русских епископов, созванных в Москве великим князем Василием II (1415–1462). Первым фактически независимым московским митрополитом стал рязанский епископ Иона. Однако автокефалия русской церкви не получила формального признания восточных патриархов.
Значимым шагом на пути к независимости стала централизация церковного управления в середине XVI века. По инициативе московского митрополита Макария на церковных соборах 1547 и 1549 годов были канонизированы как общерусские десятки повсеместно и локально почитаемых святых князей, святителей и преподобных. Решения Стоглавого Собора 1551 года унифицировали церковные обряды и стали основным кодексом правовых норм, определявших внутреннюю жизнь духовного сословия на протяжении полутора столетий.
Юридическое оформление автокефалии русской церкви произошло в конце XVI века. В январе 1589 года в Москве на Освященном соборе Константинопольский патриарх Иеремия поставил в патриархи Московские и всея Руси ростовского архиепископа Иова. Учреждение патриаршества стало крупнейшей политической победой России.
В XVII веке Россия виделась собирательницей разрозненных православных земель, что было невозможно без унификации обрядовой практики и приведения ее в соответствие с нормами других православных церквей, а также без исправления богослужебных книг. В 1653 году патриарх Московский и всея Руси Никон приступил к церковной реформе, положившей начало расколу Русской православной церкви.
В XVI–XVII веках выросло могущество Русской православной церкви и, прежде всего, монастырей. Православные обители владели огромными земельными богатствами и промыслами, оставались центрами книжной культуры, иконописания и декоративно-прикладного искусства, сохраняли важную роль в колонизации северных и восточных территорий, обращая в православие народы Севера России, Поволжья и Сибири.

Показать на плане
1
Интерьер

В оформлении последнего из 3-х залов, задуманных при создании музея для показа эпохи царя Ивана IV, использованы копии с архитектурных деталей Покровского собора (храма Василия Блаженного). Главное украшение – полихромный перспективный портал с аркой в виде раковины, копирующий северный портал центральной церкви Покровского собора. Карниз над порталом повторяет орнаментальный рисунок на одной из глав собора. Столь подробное «цитирование» объясняется исключительной значимостью памятника. По словам историка архитектуры Н.И. Брунова «Покровский собор является воплощением в камне русского мировоззрения середины XVI века и отражением в архитектурной форме идеала государственного устройства. Покровский собор показывает нам на непревзойденном качественном уровне, что значит в архитектуре свободное выражение народной фантазии».
Декоративное оформление зала завершили в 1903 году. В 1937 году первоначальный интерьер был частично разрушен, зал лишился порталов, карнизов и других декоративных элементов. В 1990-х годах утраченное убранство зала было возвращено.

Подробнее...
Свернуть