Музейный комплекс

Зал 2. Каменный век. Поздний палеолит (40–11 тыс. лет назад)

Поздний палеолит – время формирования человека современного вида. Первые люди современного вида (Homosapienssapiens) появились на Земле 200–120 тыс. лет назад. Суровый климат не помешал им заселить огромные пространства Африки, Евразии, Северной и Южной Америки, Австралии. На территории России памятники этой эпохи встречаются от приледниковой зоны до южных регионов, от Русской равнины до Дальнего Востока.
На территорию нашей страны они пришли 38–40 тыс. лет назад, и продолжали заселять самые отдаленные, не закрытые ледником области, вплоть до конца ледникового периода 10–11 тыс. лет назад. Большая часть нашей страны была покрыта ледником, на остальной – климат был холодным.
Люди охотились на различных животных, занимались собирательством. Орудия продолжали совершенствоваться, появились разнообразные украшения, захоронения со сложным обрядом и искусство: скульптура, графика и живопись.
Охота давала человеку все необходимое: мясо, шкуры, поделочный и строительный материал (бивень, рог, кость). Кости животных часто использовали и в качестве топлива. Основными орудиями в позднем палеолите были скребки и резцы, встречаются ножи, наконечники стрел, долотовидные орудия, что говорит о сходстве занятий и быта населения в разных частях света. Появляются первые массовые орудия из кости и бивня: наконечники дротиков, проколки, иглы, а также составные орудия – каменные пластинки, закрепленные в костяной или роговой рукояти.
Памятники первобытного искусства – наскальные рисунки, каменные и костяные скульптуры – бесценный источник для изучения культуры древних людей. На территории нашей страны древнейшие рисунки – изображения мамонтов и лошадей, выполненные 18 тыс. лет назад красной охрой, – обнаружены в Башкирии в пещере Шульган-Таш.
Древнюю скульптуру чаще всего находят в специальных культовых местах или погребениях, что свидетельствует о ее неразрывной связи с религиозными представлениями и обрядами. 20 тыс. лет назад обитатели стоянки Мальта (Иркутская область) вырезали десятки предметов из бивня мамонта. По разнообразию и выразительности художественных изделий эта стоянка занимает одно из первых мест среди мировых сокровищниц первобытного искусства. Особенно интересны женские фигурки. Совершенство форм и тщательность обработки скульптур свидетельствуют о высоком уровне развития косторезного мастерства. Сибирские женские статуэтки составляют своеобразную группу: они не имеют преувеличенно моделированных форм. Можно различить два типа таких статуэток – худощавые женщины с узким длинным туловищем и женщины с намеренно увеличенными бедрами.
Не имеющая аналогов статуэтка в виде двух человек, лежащих на спине головами друг к другу, выполнена из бивня мамонта. В эпоху позднего палеолита в такой позе могли хоронить покойных, доказательством чему является захоронение двух подростков, совершенное около 25 тыс. лет назад на стоянке Сунгирь (Владимир).
Бивни мамонта, прикрепленные к стене, найденные в конце XIX века в слое вечной мерзлоты на берегу р. Енисей, были приобретены иркутским купцом И.Громовым и подарены музею. Главное украшение 2-го зала – живописный фриз Виктора Васнецова «Каменный век», созданный в 1884 году, отражает взгляд на эпоху каменного века художников и первых русских исследователей древностей.

Тематическая структура зала

Материальная культура
Технология
Духовная культура
Обряды
Искусство
Природа плейстоцена
Фауна
Архитектурно-живописное оформление зала
Описание
Показать на плане

Расселение человека по всей ойкумене заставило его осваивать разные виды сырья. Совершенствуя технологию расщепления, от отбойников из твердых пород камня он перешел к органическим материалам - рогу и дереву. Позднее стал использовать посредники при ударе и совершенствовать способы подготовки нуклеусов. Это позволяло получать сколы нужного размера и формы с меньшим количеством отходов, что уменьшало количество сырья, которое иногда приносили из очень отдаленных мест. Приоритетной заготовкой почти повсеместно становится пластинчатый удлиненный скол. В результате орудия труда стали не только разнообразнее, но и совершеннее. Появляются составные орудия, основа которых делалась из дерева, кости, рога или бивня, а острые края или конец – из камня. Появляются копья, дротики, а позже и стрелы со съемными наконечниками, режущие орудия с рабочим краем из каменных вставок, орудия для обработки шкур – скребки, которые вставляются в рукояти. Все это, в результате, улучшило качество получаемого продукта и качество жизни человека в целом.

.

.

Верхний палеолит – эпоха людей современного типа. Они жили небольшими коллективами, постоянно перемещаясь с места на место в поисках добычи. Люди строили жилища, используя разные материалы, но на одном месте подолгу не задерживались. Только иногда, в силу благоприятных природных условий, если вокруг было много добычи или она появлялась регулярно во время сезонных миграций, они могли остаться жить дольше, или возвращаться на одно и то же место несколько раз. Это были охотники, рыболовы и собиратели. У них формируются сложные представления об окружающем мире и ритуалы, позволяющие с ним взаимодействовать: обряды, связанные с добычей еды – охотничьи, с умершими сородичами – погребальные, с продолжением рода и др. Об этих представлениях свидетельствуют памятники изобразительного искусства и погребения.

.

.

.

.

1
40 из 40 экспонатов
Интерьер

Художественное оформление зала, разработанное по программе одного из основателей музея А.С. Уварова, представляет собой художественную реконструкцию мира древнего человека.
Главным украшением зала стал живописный фриз В.М. Васнецова «Каменный век», который украсил стены музея в конце 1884 года.
Гипсовая рама фриза декорирована ямочно-гребенчатым узором, заимствованным с глиняных сосудов эпохи неолита Центральной России. Мозаика пола также повторяет этот геометрический узор.
Наличники окон оформлены рельефными изображениями каменных топоров, наконечников стрел и копий, глиняных горшков бронзового века, подобными обнаруженым А.С. Уваровым в 1873 году при раскопках могильника у деревни Фатьяново Ярославской губернии.
Оригинальные обрамления дверных проемов украшены нарезным геометрическим орнаментом, заимствованным с керамических изделий, найденных в пещерах Келецкой губернии царства Польского в конце 1870-х годов.

Подробнее...
Свернуть