Музейный комплекс

Зал 20. Русская культура XVI–XVII вв.

Завершение процесса создания единого централизованного государства в середине XVI века обусловило регламентацию всех сторон общественной жизни и стремление к сохранению традиционной культуры. Однако развитие страны и западноевропейское влияние привели к активному поиску новых форм в искусстве. XVII столетие в русской культуре стало переходным от Средневековья к Новому времени.
В период формирования общерусской национальной культуры в центре внимания находилось иконописание, жесткие каноны которого были закреплены Стоглавым собором 1551 года. Во второй половине XVI века в иконописи появились новые тенденции, получившие развитие в XVII веке. Наиболее ярко они проявились в произведениях царского изографа Симона Ушакова и живописцев его круга – мастеров Оружейной палаты Тихона Филатьева, Карпа Золотарева и других. Все чаще художники сочетали традиционное иконописное письмо с новыми реалистическими приемами, примером чему может служить творчество царского иконописца Федора Зубова.
Новым явлением в русской культуре XVII века стал придворный театр. Перелом произошел и в развитии музыкальной культуры: на смену крюковым нотам приходит линейная запись нотного текста. Важнейшим событием стало появление в Москве в середине XVI века книгопечатания. В следующем столетии на Печатном дворе был налажен выпуск учебной литературы. В конце XVII века основана Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России.
Развитие огромного государства усилило потребность в естественнонаучных знаниях. Жизненно необходимыми стали географические карты. Расширение дипломатических и торговых связей способствовало знакомству русского человека с астрономией и географией.

Показать на плане
1
Интерьер

Программу художественного оформления зала разработал один из основателей Исторического музея историк И.Е. Забелин. Мозаичные полы в виде ковра с геометрическим узором из белых и темно-красных треугольников набраны в середине 1880-х годов артелью Седова. Остальная художественная отделка зала проводилась мастерами артелей И.И. Севрюгина и Н.М. Сафонова в 1898–1903 годах.
Крестовый свод украшает яркая декоративная роспись, созданная по рисункам рукописей XVI–XVII веков. На каждой грани свода – стилизованные изображения цветов и плодов ананаса – символа богатства. Образцом оформления арочного проема, ведущего из зала 19, послужил восточный портал Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, у стен которого погребены Борис Годунов и члены его семьи. Выход в зал 21 и арочная ниша слева от него украшены рельефами, скопированными с Царь-пушки – памятника русской артиллерии и литейного искусства. Она была отлита в 1586 году в Москве и ныне стоит в Московском Кремле. Лепные карнизы зала выполнены по образцу фриза колокольни Ивана Великого в Кремле, надстроенной в 1600 году по указу царя Бориса Годунова.
В 1937 году зал лишился росписей и лепной отделки. Проект реставрации первоначального убранства был разработан в 1980-е годы.

Подробнее...
Свернуть