Музейный комплекс

Зал 21. Внешняя политика и вооруженные силы России в XVI–XVII вв.

Внешняя политика России в XVI–XVII веках определялась необходимостью ликвидации внешней опасности, стремлением к расширению территории и поиском выхода к побережьям Балтийского и Азовского морей.
Одним из важнейших внешнеполитических направлений в XVI веке стала борьба за присоединение Поволжья и овладение волжским торговым путем. Казанский поход, предпринятый царем Иваном IV Грозным в 1551–1552 годах, завершился взятием Казани и ликвидацией Казанского ханства. В 1556 году было окончательно присоединено Астраханское ханство. Попытка выйти к Балтийскому морю, закончилась неудачей: затяжная Ливонская война (1558–1583) привела к катастрофическим последствиям.
Начало XVII века стало временем тяжелых испытаний для Русского государства. Страну потрясали народные волнения и боярские заговоры, один за другим появлялись самозванцы. На фоне экономического и политического кризисов началось военное вмешательство Польши и Швеции. Над Россией нависла угроза потери национальной независимости, спасти ее смогло только народно-освободительное движение.
Отношения с Речью Посполитой представляли собой основной узел противоречий во внешней политики России в XVII в. В 1632–1634 годах во время Смоленской войны была предпринята неудачная попытка вернуть русские города, захваченные в Смуту. В середине XVII века в состав Российского государства вошли земли Украины и Белоруссии. Следствием этого стала новая война с Польшей, начавшаяся в 1654 году и завершившаяся перемирием 1667 года, по которому Россия приобретала Левобережную Украину и возвращала себе Смоленские и Черниговские земли. Эти условия были подтверждены в 1686 году «Вечным миром» с Польшей.
В 1695–1696 годах Петр I предпринял два похода с целью овладеть турецкой крепостью Азов, запиравшей выход в Азовское море. Первый закончился неудачей, второй поход, в котором принимал участие только что созданный русский флот, завершился капитуляцией гарнизона крепости. Константинопольский мир с Турцией открывал Петру I возможности для активной внешней политики в новом столетии.
Серьезные изменения претерпели вооруженные силы России. В середине XVI века в составе вооруженных сил, основой которых являлась дворянское войско, появились первые стрелецкие полки. Военные реформы и нововведения, освоение передового опыта европейских держав привели в XVII веке к созданию полков нового строя. Этот опыт стал прочным фундаментом военных реформ Петра I в следующем столетии.

Тематическая структура зала

Рост территории государства в XVI в.
Смутное время, начало XVII в. Иностранная военная интервенция и освободительная борьба русского народа начала XVII в.
Основные направления внешней политики России в XVII в.
Крымские походы 1687 и 1689 гг.
Азовские походы 1695–1696 гг.
Описание
Показать на плане

.

.

.

.

.

1
Интерьер

Зал перекрыт цилиндрическим сводом, покрытым растительным орнаментом, напоминающим восточную парчу. Карниз, как и в зале 20, копирует рисунок карнизов колокольни Ивана Великого Московского Кремля. Вход в зал обрамляет расписной портал с аркой – копия северного входа в Успенский собор Троице Сергиевской лавры. У противоположной стены представлена кованая железная дверь из села Пурех, вотчины князя Д.М. Пожарского (1578–1642), руководителя Второго ополчения, освободившего Москву от поляков в 1612 году. Дубовая дверь, ведущая на мраморную лестницу, обрамлена декоративным наличником, рельефный рисунок которого скопирован с резного деревянного подсвечника 1604 года из Дмитриевского собора во Владимире.
Зал украшают пять живописных полотен неизвестного польского художника XVII века, происходящих из Вишневецкого замка (Польша): портреты Лжедмитрия I и Марины Мнишек, сцены венчания в Кракове, въезда в Москву и коронования Марины Мнишек. Последний владелец замка киевский банкир и городской голова И.А. Толли передал картины наследнику цесаревичу великому князю Александру Александровичу. В 1877 году будущий император Александр III подарил их Историческому музею При первоначальном оформлении зала для этих картин были предусмотрены специальные ниши.
В 1936 году зал повергся реконструкции: лепнина была сбита, роспись забелена, холсты убраны в хранилище. В середине 1980-х годов начались работы по воссозданию первоначального интерьера зала.

Подробнее...
Свернуть