Музейный комплекс

Зал 33. Россия в эпоху реформ. 1860 – 1880-е гг.

Время царствования Александра II (1818–1881) названо современниками «эпохой Великих реформ». Особое значение имели крестьянская реформа 1861 года, разрешившая самый болезненный российский вопрос и открывшая стране дорогу к интенсивному экономическому развитию, земская и судебная реформы 1864 года, реформа городского самоуправления 1870 года. В результате либеральной реформы высшего образования значительную автономию получили университеты. С 1862 года были созданы женские гимназии, положившие начало высшему женскому образованию.
Реформы вызвали оживление общественной жизни, проявившееся в политическом подъеме и активизации молодежного, прежде всего, студенческого движения. Преобразования велись медленно и с большой осторожностью, так как приходилось учитывать интересы различных классов и социальных групп. Это, в свою очередь, вызвало раздражение у радикально настроенной части общества, результатом чего стал рост революционных настроений в стране. К тому же главный вопрос – вопрос о земле – так и не был разрешен. Малоземелье и массовое обнищание крестьянства обострили старые социальные проблемы и породили новые.
На рубеже 1850–1860-х годов в России возникло множество политических кружков и организаций революционного направления, в том числе «Народная расправа», «Земля и воля», «Народная воля» и другие, пропагандировавшие террористические методы борьбы. 1 марта 1881 года в результате очередного покушения император Александр II был убит.
Александр III (1845–1894), сменивший на троне отца, начал проводить курс на стабилизацию положения в стране. Ряд мер был призван снять остроту аграрной проблемы и одновременно укрепить власть помещиков, а также упрочить центральную и местную власти. Парламентаризму Александр III пытался противопоставить «народное самодержавие», которое казалось ему формой правления, наиболее подходившей к самобытному «русскому пути» государственного развития. Однако принципиальный отказ монархии от разрешения конституционного вопроса лишь усугубил противоречия между обществом и правительством.
В области внешней политики в периоды царствования Александра II и Александра III произошел ряд важных событий. В 1871 года российская дипломатия добилась отмены ограничительных статей Парижского договора 1856 года, лишавших Россию права иметь флот и базы на Черном море. Это был значимый шаг в преодолении негативных последствий Крымской войны и восстановлении международного престижа Российской империи. Россия активизировала деятельность по восстановлению своего влияния на Балканах. В середине 1870-х годов подъем национально-освободительного движения в Боснии, Герцеговине, Сербии и Болгарии вновь вовлек Россию в военный конфликт с Турцией.
Сан-Стефанский мирный договор между Россией и Турцией, подводил итог победам России в войне 1877–1878 годов. Условия мира предусматривали автономию для Болгарии, Боснии и Герцеговины, подтверждали независимость Сербии, Черногории и Румынии. Хотя через несколько месяцев условия мира в ущерб России и южным славянам были пересмотрены решениями Берлинского конгресса, проведенного по инициативе Великобритании и Австро-Венгрии, для народов Балкан итоги Русско-турецкой войны 1877–1878 годов даже в урезанном виде имели огромное значение.
В 1860–1880-х годах происходило поэтапное присоединение к России сопредельных среднеазиатских территорий. К середине 1880-х годов все бывшие владения кокандского и хивинского ханов, бухарского эмира, а также земли туркменских племен вошли в состав Российской империи.
Интеллектуальную, духовную и общественную жизнь наиболее полно отражала художественная литература. Произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева ждали с нетерпением, бурно обсуждали на страницах прессы. «Грандиозные и захватывающие дух открытия науки», с которыми связаны имена Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова, Н.Е. Жуковского вывели российскую науку на мировой уровень. Непременной частью общественной жизни стали общенародные празднования исторических дат: 1000-летие России, 200-летие со дня рождения Петра Великого, 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых.
Наивысшим проявлением общественного самосознания стало открытие в Москве в 1883 году Императорского Российского исторического музея, собрания которого представляли научно достоверную картину развития страны.

Показать на плане

С первых лет царствования Александра II российское общество активно обсуждало необходимость назревших в стране преобразований. После завершения Крымской войны император Александр II сосредоточился на решении внутренних проблем государства, требовавших основательной перестройки.
Время царствования Александра II (1818–1881) современники называли «Эпохой Освобождения» или «Эпохой Великих реформ». Особое значение имела крестьянская реформа 19 февраля 1861 года. Для составления проекта реформы были образованы Редакционные комиссии. Взаимоотношения крестьян с помещиками и ход осуществления крестьянской реформы контролировались мировыми посредниками, которые назначались Сенатом из числа местных помещиков.Эта реформа не только разрешила самый болезненный российский вопрос – об отмене крепостного права, но и открыла стране дорогу к интенсивному историческому развитию.

К середине XIX века Россия стала уделять среднеазиатскому вопросу всё больше внимания. Экономические интересы, соперничество с Англией, а также необходимость обезопасить себя от набегов соседнего Коканда привели к тому, что Среднеазиатское направление внешней политики во второй половине XIX века стало одним из приоритетных. Взятие Ташкента в 1865 году, разгром Кокандского ханства 1867–1868 гг., Хивинский поход 1873 года, Ахал-Текинская экспедиция и взятие крепости Геог-Тепе – стали важнейшими вехами в покорении Кокандского, Хивинского ханства и Бухарского эмирата. В результате – в состав Российской империи вошли обширные территории Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана.

Интеллектуальную, духовную и общественную жизнь России этого периода наиболее полно отразила художественная литература: произведения Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С. Тургенева и др. «Грандиозные и захватывающие дух открытия науки», связанные с именами Д.И.Менделеева, И.М.Сеченова, Н.Е.Жуковского и др. вывели российскую науку на мировой уровень. Непременной частью общественной жизни стало общенародное празднование исторических дат: 1000-летия России, 200-летия со дня рождения Петра Великого, 100-летия со дня рождения А.С.Пушкина и др.
Ярким проявлением общественного самосознания стало открытие в Москве в 1883 году Императорского Российского исторического музея, собрания которого представляли научно-достоверную картину развития страны.

Отмена крепостного права проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям, в том числе земской и судебной реформам 1864 года и реформе городского самоуправления 1870 года. Реформа судопроизводства ввела принципы гласности и состязательности сторон в процессе, создала адвокатуру и институт присяжных заседателей. В результате реформы Россия получила бес¬сословный, гласный, состязательный и независимый суд.
В 1864 году были созданы органы местного самоуправления — земства. В обязанности губернских и уездных земских собраний и управ входило руководство хозяйственными делами на местах: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, организацией продовольственной помощи населению в неурожайные годы и т.д. На аналогичных основаниях в 1870 году была проведена реформа городского самоуправления.

Русско-турецкая война 1877–1878 гг. стала одним из центральных событий истории XIX века. Она завершила восточный кризис 1870-х гг. и привела к созданию на Балканах ряда независимых государств.
12(24) апреля 1877 года министр иностранных дел России князь А.М. Горчаков уведомил турецкого поверенного в Петербурге о разрыве дипломатических отношений. В тот же день император Александр II подписал манифест о войне с Османской империей.
Так началась война, оставившая значительный след в истории балканских государств, война, важнейшие операции которой – форсирование Дуная, оборона Шипки, взятие Плевны, переход через Балканы, штурм Карса навсегда вошли в историю, став именами нарицательными, символами беспредельного мужества. Победа далась России нелегко. Потери русской армии составили более 202 тысяч убитыми, погибшими от ран, болезней и холода. Все они нашли упокоение в братских могилах на болгарской земле, 35 тысяч человек вернулись инвалидами.
Условия Сан-Стефанского мира, 19 февраля (3 марта) 1878 года завершившего войну, предусматривали автономию для Болгарии, Боснии и Герцеговины, подтверждали независимость Сербии, Черногории и Румынии.
И хотя решения международного Берлинского конгресса изменили условия Сан-Стефанского мира в ущерб победителям, политическая ситуация, сложившаяся на Балканах после 1877–1878 гг., была уже необратима, и влияние России в этом регионе было восстановлено.

В результате либеральной реформы высшего образования значительную автономию получили университеты. Одним из учебных заведений, возникших в пореформенное время, была Петровская сельскохозяйственная академия. С 1862 года начали открываться женские гимназии, дававшие основательное среднее образование. К концу столетия их насчитывалось больше ста сорока. Было также положено начало высшему женскому образованию. С 1872 года в Москве действовали общеобразовательные женские курсы Герье. Вскоре высшие женские курсы открылись в Петербурге и других городах. Благодаря работе земств открывались сельские начальные школы и увеличивалось количество городских учебных заведений. Вопрос о среднем образовании вызвал яростную полемику между сторонниками реального и классического направлений. Первые настаивали на приоритете изучения естественных наук и современных языков, вторые отдавали предпочтение классическим древним языкам и гуманитарным дисциплинам. При поддержке министра просвещения графа Д. А. Толстого верх одержали сторонники классического направления.

В годы правления Александра II внешняя политика Россия была направлена главным образом на ликвидацию негативных последствий событий предыдущего царствования и, прежде всего, Крымской войны, несчастливо завершившей эпоху Николая I. В 1870-е годы российская дипломатия, во главе с министром иностранных дел князем А.М. Горчаковым добилась ликвидации ограничительных условий Парижского мира и вывела страну из международной изоляции. Российская империя восстановила свой международный престиж, подорванный Крымской войной.
Во второй половине XIX века, в годы правления Александра II и Александра III в основном завершилось формирование территории Российской империи. По итогам Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. в состав империи вошли южная Бессарабия и Аджария, в результате Туркестанских походов 1860–1880-х гг. – обширные территории Средней Азии, в итоге Кавказской войны 1817–1864 гг. – Северный Кавказ, в результате усилий российской дипломатии 1850–1860-х гг. – Приморье.

Эпоха Великих реформ вызвала небывалое оживление русской общественной жизни, проявившееся в политическом подъеме и активизации молодежного (прежде всего студенческого) движения. Вместе с тем, поскольку преобразования велись медленно и с большой осторожностью (приходилось учитывать интересы различных классов, сословий и общественных групп), это вызывало раздражение у радикально настроенной части общества, результатом чего стал рост революционных настроений в стране.
В эти же годы сложилась идеология народничества, у истоков которой стояли А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Народники отстаивали идею самобытного пути развития России к социализму минуя капитализм, основой которого должна была стать крестьянская община. Целью этого общественного движения было переустройство российского общества на социалистических принципах, что предполагало защиту прав народа и, прежде всего, крестьянства. Основоположниками различных направлений народничества были М. А. Бакунин, по призыву которого в 1870-х годах разночинная молодежь пошла «в народ», П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский.

В пореформенное время в России возникали многочисленные конспиративные политические кружки и организации, которые вели в народе активную революционную пропаганду. Идеолог движения П.Н.Ткачев считал, что ближайшей целью революционеров должно стать создание мощной и дисциплинированной организации, способной захватить власть, и создать новую государственность. С конца 1870-х годов идеи Ткачева стали одерживать верх среди народников. В 1876 году возникла революционная организация «Земля и воля», а в 1879 году, после ее распада — «Народная воля», которую возглавили А. И. Желябов и С. Л. Перовская.
Рабочий вопрос пробудил в русском обществе интерес к марксизму, что в свою очередь привело к возникновению первых русских социал-демократических организаций. В 1883 году в Женеве была создана группа «Освобождение труда» под руководством Г. В. Плеханова, которая видела свою задачу в пропаганде марксизма в России и сплочении сил для формирования рабочей партии.

Наиболее ярким свидетельством обострения социальных конфликтов стало распространение террористических методов борьбы. Революционная организация «Народная воля» начала настоящую охоту на Александра II. 1 марта 1881 года император был убит.

Император Александр III, вступивший на престол в 1881 году, стал проводить курс на стабилизацию положения в стране. В его царствование наряду с понижением суммы выкупных платежей и другими мерами, призванными снять остроту аграрной проблемы, правительство постаралось укрепить также власть помещиков, поддержав помещичьи хозяйства. Укрепление центральной и местной власти выразилось, в частности, в усилении административного контроля над печатью, в предоставлении дворянству преимуществ в системе просвещения и местного самоуправления и т. д., что существенно скорректировало результаты реформ Александра II. Проводя экономические и финансовые преобразования, правительство Александра III в то же время вело работу над созданием рабочего законодательства, призванного урегулировать отношения между рабочими и работодателями, остановить рост рабочего движения. Парламентаризму Александр III пытался противопоставить «народное самодержавие», которое казалось ему формой правления, наиболее подходившей к самобытному «русскому пути» государственного развития.

1