Музейный комплекс

Святитель Василий Великий и великий князь Василий III в молении Богоматери «Знамение»

Мастера Оружейной палаты
Москва
Третья четверть XVI в.
Надпись рядом с фигурой инока справа от зрителя: «С[ВЯ]ТЫ[Й] ВА/СИЛИ[Й]// [ВЕ]ЛИКИ[Й]» и «БЛАГО/ВЕРНЫЙ // КНЯЗЬ ВЕЛИКИ[Й] // ВАСИЛИЙ ИОА//ННОВИЧЪ САМОДЕ//РЖЕЦ ВСЕЯ РУСИ // В ИНОЧЕСКОМ // ЧИНУ ИНОКЪ // ВАРЛААМ».
Липовая доска, левкас, темпера
216 х 164 см
Поступление: передана из Архангельского собора Московского Кремля в 1894 г.
Открытое хранение

Икона находилась в Архангельском соборе Московского Кремля – древней усыпальнице московских великих и удельных князей, а позже – царей. Вместе с другими надгробными изображениями составляла уникальное собрание самых первых русских портретов, написанных в 70-е годы XVII века.

Надгробная икона великого князя Василия III является древнейшей в ряду многочисленных княжеских и царских образов. Надгробные иконостасы у царских гробниц включали иконный портрет умершего, его патрональную икону (образ соименного ему святого), мерную икону, которая писалась при рождении ребенка в меру его роста, и так называемые гробовые иконы, приносившиеся с гробом и остававшиеся в храме на память о покойнике. Вероятно, первоначально икона находилась в местном ряду иконостаса прямо над гробницей великого князя. Впоследствии ее несколько раз перемещали внутри собора, а в 1894 году передали на хранение в Исторический музей.

Подробнее...

В дневниках историка и одного из руководителей только что созданного Исторического музея Ивана Егоровича Забелина сообщается, каким образом икона из царской усыпальницы попала в Императорский Исторический музей. Протопоп Архангельского собора, обеспокоенный судьбой реликвий, просил принять парсуны великих князей и царей «ибо они ветшают, и держать их в сохранности у собора нет никаких средств и способов».

На иконе представлены в рост святитель Василий Великий и великий князь Василий Иоаннович в молении образу Богоматери «Знамение».
В надписи по сторонам от фигур персонажей указаны их имена: «С[ВЯ]ТЫ[Й] ВА/СИЛИ[Й]// [ВЕ]ЛИКИ[Й]» и «БЛАГО/ВЕРНЫЙ // КНЯЗЬ ВЕЛИКИ[Й] // ВАСИЛИЙ ИОА//ННОВИЧЪ САМОДЕ//РЖЕЦ ВСЕЯ РУСИ // В ИНОЧЕСКОМ // ЧИНУ ИНОКЪ // ВАРЛААМ». Иноческое имя «Варлаам», принятое Василием Ивановичем в честь преподобного Варлаама Хутынского, указывает на то, что образ создан после смерти великого князя, который был пострижен перед самой кончиной. Вокруг головы князя – нимб. Эта иконографическая особенность, скорее всего, восходит к византийской традиции, в соответствии с которой василевсы изображались с нимбами.

Имя святого, изображенного слева, является предметом дискуссий. Известно, что небесным патроном князя Василия III был святитель Василий Парийский. Обычно в надгробных и моленных образах предстателем умершего выступал его патрон-соименник. Но еще в XIX веке имя святого на иконе прочитали как «Василий Великий». Вместе с тем, надпись не раз правлена, вторая часть наименования не читается. Иконографические особенности изображения святого говорят в пользу Василия Великого, но уверенно утверждать что-либо трудно. Если же на иконе изображен Василий Великий, то подобная замена является редчайшей особенностью.

Начиная с XVII века икона многократно поновлялась. Событием стало раскрытие иконы в мастерских реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, завершенное в 1997 году. В процессе реставрации была раскрыта авторская живопись XVI века на изображениях Василия Великого, Василия III, Богоматери, Спасителя и ангелов. Надпись на изначально золотом фоне относится к XVII веку. Также выяснилось, что икона написана в 1530-е годы. Исследователи единодушно относят дату ее создания ко времени сразу после кончины великого князя, считая заказчиками вторую супругу Василия III Елену Глинскую и его сына – Ивана IV Грозного.

Василий III (1479–1533), сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог – племянницы последнего византийского императора. С 1505 года – великий князь московский. Продолжил политику своего отца по укреплению и централизации государства. При нем к Московскому княжеству были присоединены Псков (1510), Смоленск (1514) и Рязань (1521), и таким образом, завершилось объединение Руси вокруг Москвы.
Руководил русскими войсками в войне с Литвой, включив в состав войска
первые отряды «пищальников», а при осаде Смоленска применил артиллерию, сыгравшую ключевую роль при взятии крепости и города.

Свернуть
1

Коллекции