Музейный комплекс

Амулет-Змеевик

Древняя Русь, Суздаль?
Конец XII – начало XIII в.
Имя: "АNТОNНNО МАРТНNОС ЕЗАКVСТУЛНАN МАЗIМНЛIАIN ДIОNVСНОС НАМВЛНХЪ IОАNЪ"На одной стороне по краю в две строки резано: "+ ГН ПЪМЪЗН РАЬ (ОМАТВ)ОНМА NAPЬЧЬNЪМА ВЪ СВАТМЬЕ ХРЬЩЬNНН МАРНН + Н ХРЬСТНNЕ ВЪ МНР (ЕЖ)Ь МНОСЛАВНЕ СЪ СТАРЕНШЬ СО ДЪЧЕРН СО АМНNЬ". СО АМYNЬ". На другой стороне по краю в две строки: "+ ГН НСУСЪ КРЬСТЬ ДАВЪЕ СЪNЪ :З: ОТРОКЪ ВЪ СОЕСЬСКЕЕ ГОРЬ ЛАЖЬН. МА РАБЪМА СВОНМА + ГЬОРЬГНЕО ХРЕСТНNЕ СЪNЪ ЖНВОЪТЬNЪЕ Н МНРЬNЪЕ Н VГАСНСН(УОГ) ЪNЬNVЕО АМНNЬ".
Кровавая яшма; резьба, гравировка
Диаметр – 6,0 см
Из Суздаля, где находился в ризнице Рождественского монастыря, 1890 г.
Витрина 10

Змеевик вырезан из кровавой яшмы, круглый, двусторонний, с резными (инталия) изображениями и надписями. По краю вырезана надпись в две строки.
На одной стороне изображение женской головы с звезднообразно расходящимися от нее извивающимися шестью змеями. Между ними на фоне – шесть звезд. На другой стороне изображение сидящих спящих семи отроков эфесских, рядом с каждым из них – сумка, повешенная на посох и вырезанное имя: "АNТОNНNО МАРТНNОС ЕЗАКVСТУЛНАN МАЗIМНЛIАIN ДIОNVСНОС НАМВЛНХЪ IОАNЪ".
Змеевик «Семь отроков эфесских» принадлежал Марии Шварновне (ум. ок. 1206 г.), дочери чешского князя, первой жене великого князя Владимиро-Суздальского Всеволода-Димитрия Юрьевича Большое Гнездо (1154–1212). Она была матерью всех детей князя: четырех дочерей и восьми сыновей, откуда и произошло княжеское прозвище.
На одной стороне по краю в две строки резано: "+ ГН ПЪМЪЗН РАЬ (ОМАТВ)ОНМА NAPЬЧЬNЪМА ВЪ СВАТМЬЕ ХРЬЩЬNНН МАРНН + Н ХРЬСТНNЕ ВЪ МНР (ЕЖ)Ь МНОСЛАВНЕ СЪ СТАРЕНШЬ СО ДЪЧЕРН СО АМНNЬ". СО АМYNЬ".
На другой стороне по краю в две строки: "+ ГН НСУСЪ КРЬСТЬ ДАВЪЕ СЪNЪ :З: ОТРОКЪ ВЪ СОЕСЬСКЕЕ ГОРЬ ЛАЖЬН. МА РАБЪМА СВОНМА + ГЬОРЬГНЕО ХРЕСТНNЕ СЪNЪ ЖНВОЪТЬNЪЕ Н МНРЬNЪЕ Н VГАСНСН(УОГ) ЪNЬNVЕО АМНNЬ".

Подробнее...

Общепризнанно, что змеевики служили с древних времен амулетами-оберегами. Образ змеи имел много значений. В Ветхом Завете он соотносился с дьяволом; змеиное гнездо в древнеславянской мифологии связывался с языческой богиней земли. Многие исследователи видели в изображенных змеях голову Медузы Горгоны, которая со времен античности несла охранительную функцию. Змеевики пришли на Русь из Византии, чем объясняется греческий язык текстов, заклинаний и молитв, нередко встречаемых на змеевиках. Амулеты русской работы не только соединяли пережитки античной мифологии, христианских верований и языческих представлений, но и пошли определенный путь развития, трансформировались. В результате для мастера конца XII – начала XIII века было несомненным только христианское содержание изображения.
Змеевики преимущественно изготавливались из меди, золота и его сплавов. Каменные змеевики крайне редки. Они принадлежали, главным образом, представителям великокняжеских и царского семейств. Так, в собрании Троице-Сергиевой лавры находится яшмовый в золотой оправе змеевик трапециевидной формы с изображением Спасителя с одной стороны и змеиного гнезда – с другой, который принадлежал трагически погибшему сыну Ивана Грозного наследнику престола Ивану.
На лицевой стороне змеевиков, какой бы формы они ни были, чаще всего изображались Богоматерь, архангел Михаил, Федор Стратилат, Федор Тирон, сцены Крещения, Распятия. По мнению большинства специалистов, женский лик с отходящими от него 6-7-10 или 12 змеями, являлся олицетворением враждебных человеку сил, побежденных Богоматерью, Спасителем, христианскими святителями. Змеевики на Руси выходят из употребления в XIV веке, когда на образках и нагрудных иконках утверждается христианская символика.
Рождество-Богородичный собор построен в 1192–1195 годах великим князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо. Находился на территории Богородице-Рождественского монастыря, основанного в 1191 году и считавшегося до конца XVI века первым среди древних монастырей Руси. С середины XIII века до 1323 года – резиденция русских митрополитов.

Свернуть
1

Коллекции