Музейный комплекс

Тябло от иконостаса с изображением распятия, святых Георгия и Варвары, пророка Ильи и святителя Николая

Кемь (?)
XIII в. (?)
Георгий Победоносец «О ГЮРГИ», Илья Пророк «О ИЛЬѦ», херувим «Х[ЕР]ОВИ[М], Богоматерь «МАРЬѦ», Распятие «IС ХЪ», Иоанн Богослов «ИАНЪ», Серафим «СЕРОФИ[М], Николай Чудотворец «О НИКОЛА», великомученица Варвара [ВАР]ВАРА, над правым львом «ЦРЬ»
Дерево; резьба
228 х 25,5 х 7 см
Поступление: приобретено у Д.С.Большакова за 125 рублей на средства В.М.Васнецова в 1904 г.
Открытое хранение

Традиционный для раннего православного храма тябловый иконостас представлял балочную систему с горизонтальными балками-тяблами, концы которых крепились в стены храма. Тябла могли быть расписаны, декорированы басмой или резьбой. Иконы на таких иконостасах выставляли впритык одна к другой.
Длинная доска украшена резными изображениями: Распятием с предстоящими в центре; Херувимом и Серафимом по его сторонам и поясными изображениями избранных святых. Концы доски завершаются рельефами львов. Все изображения (слева направо) имеют сверху резные надписи: Георгий Победоносец «О ГЮРГИ», Илья Пророк «О ИЛЬѦ», херувим «Х[ЕР]ОВИ[М], Богоматерь «МАРЬѦ», Распятие «IС ХЪ», Иоанн Богослов «ИАНЪ», серафим «СЕРОФИ[М], Николай Чудотворец «О НИКОЛА», великомученица Варвара [ВАР]ВАРА, над правым львом «ЦРЬ». Возможно, последняя надпись выполнена позже остальных.
Пока не решен однозначно вопрос о первоначальном нахождении в храме этого уникального памятника. Наиболее вероятной представляется версия, что доска играла роль архитрава венчающего алтарную преграду. Она могла помещаться и над дверью, соединяющей трапезную или паперть с основным помещением церкви.

1