Музейный комплекс

Царь Михаил Федорович и царь Алексей Михайлович в молении перед Спасом Нерукотворным

Фёдор Зубов
Москва. Оружейная палата
1678 г.
Дерево, левкас, темпера
261,8 х 191,8 см
Поступление: из Архангельского собора Московского Кремля, в 1891 г.
Открытое хранение

Парное изображение царей Михаила Фёдоровича (1596–1645, царь с 1613) и Алексея Михайловича (1629–1676, царь с 1645) в «большом наряде», служившем парадным царским облачением во время торжественных дворцовых церемоний и приемов иностранных дипломатов, с символами власти – скипетром и державой. Парсуна написана выдающимся русским художником, изографом Оружейной палаты Ф.Е. Зубовым по заказу царя Федора Алексеевича к «государьским гробом». Входит в число надгробных «иконных портретов», созданных для Архангельского собора Московского Кремля – усыпальницы московских великих князей и царей, удельных князей и царевичей. Размещалась, вероятно, на юго-западном столпе собора, вблизи которого находились погребения двух первых российских царей из династии Романовых.

Подробнее...

Архангельский собор Московского Кремля – некрополь мужской части великокняжеской и царской семьи, начиная от великого князя Московского Ивана Калиты (?–1340). В нижнем ряду фрескового ансамбля собора помещены изображения московских великих и удельных князей XIV–XVI веков, покоящихся в подклете храма. На четырех ярусах столпов храма изображены князья – потомки Рюрика, с чьими именами связано древнерусское царство, выстраивая, таким образом, в «портретной галерее» непрерывную линию исторической преемственности власти Московских государей.
В середине XVII века древние фрески были сбиты, но роспись, переведенная по калькам мастерами Оружейной палаты, вновь была воспроизведена на стенах. На юго-западном столпе, напротив могилы царя Михаила Федоровича было оставлено место без живописного изображения. После захоронения рядом с царственным отцом царя Алексея Михайловича по указу царя Федора Алексеевича дружиной мастеров Оружейной палаты под руководством жалованного иконописца Федора Зубова в 1678 году было выполнено «ко государьским гробом» парное изображение первых царей из династии Романовых. Этот надгробный портрет царей отличается своей иконографической программой. Царские особы написаны в парадном облачении с символами власти: шапкой Мономаха, бармах, наперстным крестом, скипетром и державой. Держава, которую протягивает перед собой царь Алексей Михайлович, располагается по центру под платом, как бы наглядно представляя власть, осененной благословением Спасителя. К концу XIX века надгробные портреты сильно обветшали и по настоянию причта были переданы в Российский исторический музей.


Царь Михаил Федорович (1596–1645, царь с 1613) – родоначальник династии Романовых на российском престоле. В первое десятилетие его правления решались трудные задачи восстановления хозяйства и установления внутреннего порядка в разоренной Смутой стране. В 1617 году заключением Столбовского мира завершилась русско-шведская война, в конце 1618 года был подписан договор с Речью Посполитой (Польшей). Международное признание новой династии было обеспечено восстановлением дипломатических отношений с Голландией, Австрией, Данией, Турцией и Персией. В правление царя Михаила Федоровича началась реорганизация армии и создание полков «нового строя», развернулось интенсивное городское строительство, русские первопроходцы, пройдя Сибирь, вышли к берегам Тихого океана. Восстановление и строительство новых укрепленных линий – засечных черт вело к постепенному смещению границ страны на юг.


Царь Алексей Михайлович (1629–1676, царь с 1645) – старший сын царя Михаила Федоровича. Годы его царствования отмечены активными государственными реформами. В 1649 году было принято Соборное Уложение – полный свод законов, регламентирующий все сферы жизни государства. Экономическая политика была направлена на поощрение отечественной промышленности и русского купечества. Наиболее крупными успехами внешней политики стали возвращение Смоленска и воссоединение в 1654 году с Малороссией. Церковная реформа, начатая тогда же, устанавливала единообразие церковной службы на территории страны, значительно расширившей свои границы. Меры, принятые для усиления государства, рост налогового гнета, окончательное оформление крепостного права привели к народным выступлениям: городским бунтам и восстанию под руководством Степана Разина в 1670–1671 годах, охватившему значительную часть территории европейской России. К концу царствования Алексея Михайловича началось превращение сословно-представительной монархии в абсолютную.

Свернуть
1

Коллекции