Музейный комплекс

Царь Фёдор Алексеевич, предстоящий образу Спаса Нерукотворного

Иван Салтанов (?) или Иван Безмин (?), Ерофей Елин, Лука Смолянинов
Москва. Оружейная палата
1686 г.
Дерево, левкас, масло
244 х 119 см
Поступиление: из Архангельского собора Московского Кремля, 1891 г.
Открытое хранение

Надгробный портрет царя Феодора Алексеевича (1661–1682, царь с 1676) написан для Архангельского собора Московского Кремля. Согласно традиции «портретной» галереи в великокняжеской и царской усыпальнице, портрет был помещен перед надгробием царя на северо-западном столбе Архангельского собора Московского Кремля. Царь Федор Алексеевич изображен в золотом парадном облачении, получившем название «большого наряда», с царскими регалиями и большим крестом на груди. На картушах, окружающих изображение царя, изложены наиболее значительные деяния его короткого царствования. К ним относятся отмена многовекового местничества и связанная с этим реформа воинского строя, реформы государственного управления и налоговой системы, проект первого высшего учебного заведения по образцу европейских университетов. Царь заключил мир с турками (1681), отменил членовредительские казни, учреждал богадельни и казенные приюты для сирот с обучением грамоты и ремеслам.

Подробнее...

Русская парсуна, искусство средневекового периода, своей «церемониальной статикой» близка стилистике иконы. Но в данном случае иконное «живоподобие» является тонкой стилизацией и художественным приемом мастера, знакомого с традицией европейской классической живописи. Уникальность надгробного портрета Федора Алексеевича в отображении черт индивидуальной личности, выходящих за рамки сакральной сферы культуры.
Тема авторского исполнения остается открытой. Анализ деловой документации Оружейной палаты позволяет исследователям считать автором произведения как Ивана Безмина, автора прижизненного парадного портрета третьего царя дома Романовых, так и Богдана (Ивана) Салтанова. Сам Федор Алексеевич проявлял глубокий интерес к работе мастеров Оружейной палаты, лично общался с художниками, обсуждал их проекты. В его правление было организовано «живописное» отделение Оружейной палаты.
Без сомнения парсуна выполнена придворными живописцами, о чем свидетельствует техника исполнения классической живописи старых мастеров по цветным грунтам, пейзажный фон, а также физиономическое сходство. Недавно обнаруженный в собрании Эрмитажа графический портрет царя, выполненный неизвестным голландским художником, содержит натурные наблюдения и тонкие психологические характеристики модели. Рисунок, видимо, стал образцом для парадного портрета, упоминаемого в документах и дошедшего до нашего времени лишь в более поздних повторениях. Он, в свою очередь, и послужил образцом для образа идеального, благочестивого царя-отрока в надгробном портрете. Среди иконных, «византийских» черт прежде всего, обращает внимание на себя по-детски чуть припухшее лицо (хотя царь скончался в 21 год), напоминающее отроческий лик на иконе.

Свернуть
1

Коллекции