Музейный комплекс

Патриарх Никон

Неизвестный художник. Иван Андреев Валтырь (?)
Москва. Оружейная палата
Последняя четверть XVII в.
Дерево, ткань, бумага, золотное кружево; аппликация (фигура, фон), масло (лицо, руки)
244,7 х 124,5 см
Поступление: из Епархиальной библиотеки, в 1923 г.
Открытое хранение

Парсуна патриарха Никона стоит в ряду выдающихся произведений русского искусства XVII века.
Патриарх Никон (1605–1681), в миру Никита Минов, родился в крестьянской семье, в возрасте 30 лет принял постриг в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В 1646 году посвящен в архимандриты Новоспасского монастыря, а 25 июля 1652 года – торжественно возведен на престол патриарха Московского и Всероссийского. Именуемый «собинным другом» Алексея Михайловича и «великим государем», он фактически стал царским соправителем и властно вмешивался в мирские дела. С именем патриарха Никона связано проведение церковной реформы и строительство знаменитых монастырей: Иверского на Валдае, Крестного на Белом море, Ново-Иерусалимского на р. Истре. Стремительный взлет духовной карьеры Никона завершился ее падением: отлучением от патриаршества на Московском соборе 1666 года, ссылкой в Ферапонтов монастырь, заточением в Кирилло-Белозерском монастыре. По восшествии на престол царя Федора Алексеевича, уже тяжело больному Никону было разрешено вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь. В дороге он умер. По настоянию царя похоронили Никона в Ново-Иерусалимском монастыре как патриарха.
Парсуна создана мастерами Оружейной палаты в уникальной технике, которая соединила живопись и аппликацию дорогими шелковыми и золотными тканями на деревянной основе. В конце XVII века портрет украшал палаты князя В.В. Голицына, а после опалы князя был передан в московский Высоко-Петровский монастырь – усыпальницу Нарышкиных. Он входил в «трофейный» ряд произведений из владений Голицына, поступивших в монастырь вместе с другими ценностями и обширными земельными угодьями князя.

Подробнее...

Парсуна патриарха Никона уподоблена иконе. Фигура патриарха изображена на однотонном фоне, выполненном из блестящей шелковой тафты. Композиционно выделен именословный жест и атрибуты, символизирующие пастырские попечительность и духовную власть: посох, пересекающий крестообразно фигуру, и амвон. Стояние в полном парадном облачении на архиерейском амвоне (кафедре) первосвятителя, который воплощает во время литургического действа самого Христа, соответствует реальной сцене богослужения. Повторяющиеся на парсуне три ступени амвона, три яблока на посохе и три креста на омофоре символизируют Святую Троицу.
Чрезвычайно редкой является техника аппликации драгоценными атласными и бархатными тканями на деревянную основу. В XVII веке, благодаря расширению культурных связей с Польшей, эта техника стала известна в России, однако не получила распространения. Живопись лика и кистей рук выполнена по атласу в европейской технике масла.
Рентгенологическое исследование показывает, что под прописями находится авторский слой, который виден зрителю на руках и в изображении глаз. На снимке обнаружены структурный подмалевок и авторская манера лессировочного письма, а также уставшие глаза, со строгим пристальным взглядом, чуть скошенные губы старческого запавшего рта – черты, вероятно, наблюдавшиеся с натуры, создающие неожиданный и совершенно неизвестный трагический образ великого иерарха. Образное наполнение в сочетании с европейской техникой масляной живописи старых мастеров стало краеугольным камнем в зарождении реалистического искусства в России задолго до петровских реформ.
Подвигом отечественной реставрации, сопровождавшейся высоким уровнем химико-аналитического исследования, творческого использования традиционной технологии стала работа специалистов Отдела научной реставрации ГИМ, химиков, реставраторов ткани и масляной живописи. Результаты проведенных исследований позволяют утверждать, что парсуна патриарха Никона является своеобразной энциклопедией различных материалов и технологических приемов, характеризующих мастерство художников, работающих в России в конце XVII века.

Свернуть
1

Коллекции